Две документальные истории об «украинской революции»

Авторы

  • Людмила Владимировна Комуцци Балашовский институт Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Россия, 412300, Саратовская обл., Балашов, ул. К. Маркса, 29

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.207

Аннотация

Основная цель статьи — продемонстрировать целесообразность использования нарративных категорий точки зрения, фокализации и фрейма для анализа документальных фильмов. В соответствии с поставленной целью в статье характеризуется нарративная журналистика как новое поле исследовательской работы и журналистской практики, определяются понятие публицистического кинонарратива и значимость трех названных категорий для его создания и восприятия. Практической задачей статьи является сопоставительный анализ двух документальных фильмов о событиях Евромайдана 2013–2014 гг. Цель анализа — показать, как с помощью выбора разных типов фрейма, точек зрения и приемов фокализации одно и то же историческое явление — «украинская революция» — превращается в две конфликтующие истории. В первом фильме — в «Майдане» С. Лозницы — с помощью статичной камеры, отсутствия рассказчика, «рассеянной» в людской массе фокализации и цельного фрейма создается замедленный, эпичный ритм киноповествования о коллективном герое — народе. Эти приемы, позаимствованные из формалистической эстетики Д. Вертова, выстраивают историю сражения свободолюбивого народа против своего правителя, хотя кажущийся бесстрастным молчаливый киноглаз скрывает идейную установку автора. Фильм И. Лопатёнка «Украина в огне», продюсером которого был О. Стоун, — публицистический кинонарратив, идейная и идеологическая установка которого прочитывается с самого начала очень определенно: Евромайдан — не выражение свободной воли народа, а результат внешних политических игр. Восприятие этой идеи обеспечивается сложным метафреймом фильма (история Евромайдана внутри истории «украинской революции», составляющей часть более широкого исторического периода), логически выстроенным сюжетом, излагающим события революции как результат цепочки предшествующих ей исторических событий. Динамичная смена точек зрения, следующая за конкретными героями и антигероями, и четко центрированная фокализация усиливают логику рассказываемой истории, а голос повествователя является ее открытым «идеологическим рупором».

Ключевые слова:

публицистический кинонарратив, точка зрения, фокализация, фрейм, украинская революция, С. Лозница, И. Лопатёнок, О. Стоун

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Березнай 2014 — Березнай А. “«Майдан» без Майдана — Сергей Лозница представил в Киеве свой документальный фильм”. Kinomaster. Дата публикации: 22.07.2014. URL: http://kinomaster.org/majdan-sergej-loznitsa-kiev/ (дата обращения: 11.05.2017).

Драгина 2014 — Драгина М. “Сергей Лозница, «Майдан»: «Думать, что какой-то фильм может изменить ситуацию, — это иллюзия»: интервью”. Platfor.ma. Дата публикации: 24.07.2014. URL: http://platfor.ma/magazine/text-sq/experience/sergei-loznitsa/ (дата обращения: 16.05.2017).

Кейн 2014 — Кейн С. “«Майдан» Сергея Лозницы: искаженная история протеста”. Comma. Дата публикации: 30.07.2014. URL: http://comma.com.ua/articles/maydan_sergeya_loznicy__iskazhennaya_istoriya/ (дата обращения: 13.05.2017).

Лозница 2005 — Лозница С. “Конец документального кино”. Искусство кино. 6, 2005. URL: http://kinoart.ru/archive/2005/06/n6-article9 (дата обращения: 12.05.2017).

Лозница 2014 — Лозница С. “Поющие с тенями”. Russky London. Дата публикации: 02.10.2014. URL: http://russkylondon.com/post/1187 (дата обращения: 12.05.2017).

Майдан S. a. — “Майдан (фильм)”. Википедия. S. a. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Майдан_(фильм) (дата обращения: 04.09.2017).

Радинский 2014 — Радинский А. “О чем на самом деле «Майдан» Сергея Лозницы?” Lb.ua. Дата публикации: 30.07.2014. URL: https://lb.ua/blog/culture/274622_samom_dele_maydan_sergeya.html (дата обращения: 10.05.2017).

Украинцы 2014 — “Украинцы два раза пели гимн на премьере фильма «Майдан»”. NikLife. Дата публикации: 18.07.2014. URL: http://niklife.com.ua/world/44173 (дата обращения: 04.09.2017).

Цуканова 2016 — Цуканова А. “«Украина в огне» — новое разоблачение”. Фонд стратегической культуры. Дата публикации: 24.06.2016. URL: https://www.fondsk.ru/news/2016/06/24/ukraina-vogne-novoe-razoblachenie-41049.html (дата обращения: 03.09.2017).

Maidan S. a. — “Maidan (film)”. Wikipedia. S. a. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Maidan_(film) (accessed date: 03.09.2017).

Sinelschikova 2016 — Sinelschikova Ye. “New Oliver Stone Documentary blames U. S. for Ukrainian revolutions”. Russia beyond. Дата публикации: 23.11.2016. URL: https://www.rbth.com/international/2016/11/23/new-oliver-stone-documentary-blames-us-for-ukrainian-revolutions_650433 (дата обращения: 03.09.2017).

Wabler 2014 — Wabler D. “Maidan’ Review: A Grand, Unflinching Epic of the Ukrainian Revolution”. Nonfics. Дата публикации: 12.12.2014. URL: https://nonfics.com/maidan-review-a-grand-unflinchingepic-of-the-ukrainian-revolution-1142d07897ac#.u73kdjn1v (дата обращения: 10.04.2017).

Weissberg 2014 — Weissberg J. “Film review: “Maidan””. Variety. Дата публикации: 27.05.2014. URL: http://variety.com/2014/film/festivals/cannes-film-review-maidan-1201192882/ (дата обращения: 03.09.2017).


Литература

Бозрикова 2012 — Бозрикова С. А. “Специфика представления нарративного пространства в романе нон-фикшн Т. Капоте «Хладнокровное убийство»”. Вестник Томского гос. ун-та. 359, 2012: 11–14.

Пронин 2016a — Пронин А. А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. СПб.: Петрополис, 2016. 172 с.

Пронин 2016b — Пронин А. А. Mass-док: презумпция нарративности. СПб.: Петрополис, 2016. 244 с.

Пьер 2016 — Пьер Д. “Почему нужна нарратология?”. Муравьева Л. Е. (пер.). OpeNarratology. Дата публикации: 10.01.2016. URL: https://www.opennar.com/single-post/2016/1/10/Почему-нужна-нарратология (дата обращения: 10.11.2017).

Сычёв 2009 — Сычёв С. В. “Боятся как огня: документальное кино в России”. Искусство кино. 10, 2008: 73–80.

Татару 2009 — Татару Л. В. Точка зрения и композиционный ритм нарратива (на материале англоязычных модернистских текстов). М.: Изд-во Московского гос. областного ун-та, 2009. 304 с.

Татару 2012 — Татару Л. В. “Нарративная модальность американских и российских таблоидных историй”. Новый филологический вестник. 1 (20): Белые чтения 2011: избранные материалы, 2012: 56–67.

Тюпа 2006 — Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. 336 с.

Успенский 1995 — Успенский Б. А. “Поэтика композиции”. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 9–218.

DiEugenio 2017 — DiEugenio J. “A Documentary You’ll Likely Never See: «Ukraine on Fire» by Oliver Stone”. Global Research. Дата публикации: 14.02.2017. URL: http://www.globalresearch.ca/a-documentaryyoull-likely-never-see-ukraine-on-fire-by-oliver-stone/5574843?utm_campaign=magnet&utm_source=article_page&utm_medium=related_articles (дата обращения: 10.05.2017).

Genette 1980 — Genette G. Narrative Discourse: An Essay in Method. Lewin J. E. (transl.). Ithaca: Cornell University Press, 1980. 288 p.

Godmilow, Shapiro 1997 — Godmilow G., Shapiro A.-L. How Real is the Reality in Documentary Film? History and Theory. 36, 4, 1997: 80–101.

Gutkind 1996 — Gutkind L. “The 5 Rs of creative nonfiction”. Creative Nonfiction. 6, 1996. URL: https://www.creativenonfiction.org/online-reading/whats-story-6 (дата обращения: 20.08.2017).

Herman 2002 — Herman D. Story Logic: Problems and Possibilities of Narrative. Lincoln (Neb.); London: University of Nebraska Press, 2002. 478 p.

Juel 2006 — Juel H. “Defining Documentary Film”. P. O. V. Дата публикации: 22.12.2006. URL: http://pov.imv.au.dk/Issue_22/section_1/artc1A.html (дата обращения: 10.04.2017).

Nieman Foundation S. a. — Nieman Foundation. S. a. URL: http://www.nieman.harvard.edu/NiemanFoundation/ProgramsAndPublications/NarrativeJournalism.aspx. (дата обращения: 10.04.2017).

Scanlan et al. 2002 — Scanlan Ch., Banaszynski J., French T. et al. “Sharing the Secrets of Fine Narrative Journalism: Panel Discussion”. Nieman Reports. Дата публикации: 15.03.2002. URL: http://www.nieman.harvard.edu/reports/article/101432/Sharing-the-Secrets-of-Fine-Narrative-Journalism.aspx (дата обращения: 25.08.2017).

Whitt 2007 — Whitt J. Awakening a Social Conscience: the Study of Novels in Journalism Education. Asia Pacific Media Educator. 18, 2007: 85–100.


Text sources

Березнай 2014 — Bereznai A. “«Maidan» bez Maidana — Sergei Loznitsa predstavil v Kieve svoi dokumental’nyi fil’m [“Maidan” without Maidan — Sergei Loznitsa Presented His Documentary in Kiev]”. Kinomaster [Film Master]. Publication date: 22.07.2014. URL: http://kinomaster.org/majdansergej-loznitsa-kiev/ (accessed date: 11.05.2017). (In Russian)

Драгина 2014 — Dragina M. “Sergei Loznitsa, «Maidan»: «Dumat’, chto kakoi-to fil’m mozhet izmenit’ situatsiiu, — eto illiuziia»: interv’iu [Sergei Loznitsa, “Maidan”: “To Think that a Film Can Change the Situation Is an Illusion”: an Interview]”. Platfor.ma. Publication date: 24.07.2014. URL: http://platfor.ma/magazine/text-sq/experience/sergei-loznitsa/ (accessed date: 16.05.2017). (In Russian)

Кейн 2014 — Kein S. “«Maidan» Sergeia Loznitsy: iskazhennaia istoriia protesta [Sergei Loznitsa’s “Maidan”: A Distorted History of Protest]”. Comma. Publication date: 30.07.2014. URL: http://comma.com.ua/articles/maydan_sergeya_loznicy__iskazhennaya_istoriya/ (accessed date: 13.05.2017). (In Russian)

Лозница 2005 — Loznitsa S. “Konets dokumental’nogo kino [The End of Doc]”. Iskusstvo kino [Cinema Art]. 6, 2005. URL: http://kinoart.ru/archive/2005/06/n6-article9 (accessed date: 12.05.2017). (In Russian)

Лозница 2014 — Loznitsa S. “Poiushchie s teniami [The Singing with the Shadows]”. Russky London [The Russian London]. Publication date: 02.10.2014. URL: http://russkylondon.com/post/1187 (accessed date: 12.05.2017). (In Russian)

Майдан S. a. — “Maidan (fil’m) [Maidan (film)]”. Vikipediia [Wikipedia]. S. a. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BD_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) (accessed date: 04.09.2017). (In Russian)

Радинский 2014 — Radinskii A. “O chem na samom dele «Maidan» Sergeia Loznitsy? [What is Sergei Loznitsa’s “Maidan” Really about?]” Lb.ua. Publication date: 30.07.2014. URL: https://lb.ua/blog/culture/274622_samom_dele_maydan_sergeya.html (accessed date: 10.05.2017). (In Russian)

Украинцы 2014 — “Ukraintsy dva raza peli gimn na prem’ere fil’ma «Maidan» [The Ukrainians Sang Their Hymn Twice at the Premire of “Maidan”]”. NikLife. Publication date: 18.07.2014. URL: http://niklife.com.ua/world/44173 (accessed date: 04.09.2017). (In Russian)

Цуканова 2016 — Tsukanova A. “«Ukraina v ogne» — novoe razoblachenie [“Ukraine on Fire” — a New Revelation]”. Fond strategicheskoi kul’tury [The Fund of Strategic Culture]. Publication date: 24.06.2016. URL: https://www.fondsk.ru/news/2016/06/24/ukraina-v-ogne-novoe-razoblachenie-41049.html (accessed date: 03.09.2017). (In Russian)

Maidan S. a. — “Maidan (film)”. Wikipedia. S. a. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Maidan_(film) (accessed date: 03.09.2017).

Sinelschikova 2016 — Sinelschikova Ye. “New Oliver Stone Documentary blames U. S. for Ukrainian revolutions”. Russia Beyond. Publication date: 23.11.2016. URL: https://www.rbth.com/international/2016/11/23/new-oliver-stone-documentary-blames-us-for-ukrainian-revolutions_650433 (accessed date: 03.09.2017).

Wabler 2014 — Wabler D. “Maidan’ Review: A Grand, Unflinching Epic of the Ukrainian Revolution”. Nonfics. Publication date: 12.12.2014. URL: https://nonfics.com/maidan-review-a-grand-unflinching-epic-of-the-ukrainian-revolution-1142d07897ac#.u73kdjn1v (accessed date: 10.04.2017).

Weissberg 2014 — Weissberg J. “Film review: “Maidan””. Variety. Publication date: 27.05.2014. URL: http://variety.com/2014/film/festivals/cannes-film-review-maidan-1201192882/ (accessed date: 03.09.2017).


References

Бозрикова 2012 — Bozrikova S. A. “Spetsifika predstavleniia narrativnogo prostranstva v romane nonfikshn T. Kapote «Khladnokrovnoe ubiistvo» [Specificity of Narrative Space Presentation in T. Capote’s Nonfiction Novel «In Cold Blood»]”. Bulletin of Tomsk State University. 359, 2012: 11–14. (In Russian)

Пронин 2016a — Pronin A. A. Televidenie kak rasskazchik: biograficheskii narrativ v sovremennoi dokumentalistike [Television as a Narrator: a Biographical Narrative in Modern Documentary]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2016. 172 p. (In Russian)

Пронин 2016b — Pronin A. A. Mass-dok: prezumptsiia narrativnosti [Mass-doc: the Presumption of Narrative]. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2016. 244 p. (In Russian)

Пьер 2016 — Pier J. “Why Narratology?” NALANS: Narrative and Language Studies. 2, 2, 2014. URL: http://dergipark.gov.tr/download/article-file/207876 (accessed date: 10.11.2017) (Russ. ed.: P’er D. “Pochemu nuzhna narratologiia? [Why Narratology?]” Murav’eva L. E. (transl.) OpeNarratology. Data publikatsii: 10.01.2016. URL: https://www.opennar.com/single-post/2016/1/10/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (accessed date: 10.11.2017)). (Transl. from English to Russian)

Сычёв 2009 — Sychev S. V. “Boiatsia kak ognia: dokumental’noe kino v Rossii [They Fear it Like Death: Documentaries in the Worldwide Context]”. Iskusstvo kino. 10, 2008: 73–80. (In Russian)

Татару 2009 — Tataru L. V. Tochka zreniia i kompozitsionnyi ritm narrativa (na materiale angloiazychnykh modernistskikh tekstov) [Point of View and the Compositional Rhythm of Narrative (A Case Study of English-language Modernist Texts)]. Moscow: Moscow State Regional University Press, 2009. 304 p. (In Russian)

Татару 2012 — Tataru L. V. “Narrativnaia modal’nost’ amerikanskikh i rossiiskikh tabloidnykh istorii [Narrative Modality of American and Russian Tabloid Stories]”. New Philological Bulletin. 1 (20): Belye chteniia 2011: izbrannye materialy [White Readings 2011: Selected Proceedings]), 2012: 56–67. (In Russian)

Тюпа 2006 — Tiupa V. I. Analiz khudozhestvennogo teksta [Analysis of the Artisic Text]. Moscow: Akademia Publ., 2006. 336 p. (In Russian)

Успенский 1995 — Uspenskii B. A. “Poetika kompozitsii [A Poetics of Composition]”. Uspenskii B. A. Semiotika iskusstva [Semiotics of Arts]. Moscow: Iazyki russkoi kul’tury Publ., 1995, pp. 9–218. (In Russian)

DiEugenio 2017 — DiEugenio J. “A Documentary You’ll Likely Never See: «Ukraine on Fire» by Oliver Stone”. Global Research. Publication date: 14.02.2017. URL: http://www.globalresearch.ca/a-documentary-youll-likely-never-see-ukraine-on-fire-by-oliver-stone/5574843?utm_campaign=magnet&utm_source=article_page&utm_medium=related_articles (accessed date: 10.05.2017).

Genette 1980 — Genette G. Narrative Discourse: An Essay in Method. Lewin J. E. (transl.). Ithaca: Cornell University Press, 1980. 288 p.

Godmilow, Shapiro 1997 — Godmilow G., Shapiro A.-L. How Real is the Reality in Documentary Film? History and Theory. 36, 4, 1997: 80–101.

Gutkind 1996 — Gutkind L. “The 5 Rs of creative nonfiction”. Creative Nonfiction. 6, 1996. URL: https://www.creativenonfiction.org/online-reading/whats-story-6 (accessed date: 20.08.2017).

Herman 2002 — Herman D. Story Logic: Problems and Possibilities of Narrative. Lincoln (Neb.); London: University of Nebraska Press, 2002. 478 p.

Juel 2006 — Juel H. “Defining Documentary Film”. P. O. V. Publication date: 22.12.2006. URL: http://pov.imv.au.dk/Issue_22/section_1/artc1A.html (accessed date: 10.04.2017).

Nieman Foundation S. a. — Nieman Foundation. S. a. URL: http://www.nieman.harvard.edu/NiemanFoundation/ProgramsAndPublications/NarrativeJournalism.aspx. (accessed date: 10.04.2017).

Scanlan et al. 2002 — Scanlan Ch., Banaszynski J., French T. et al. “Sharing the Secrets of Fine Narrative Journalism: Panel Discussion”. Nieman Reports. Publication date: 15.03.2002. URL: http://www.nieman.harvard.edu/reports/article/101432/Sharing-the-Secrets-of-Fine-Narrative-Journalism.aspx (accessed date: 25.08.2017).

Whitt 2007 — Whitt J. Awakening a Social Conscience: the Study of Novels in Journalism Education. Asia Pacific Media Educator. 18, 2007: 85–100.

Загрузки

Опубликован

29.06.2018

Как цитировать

Комуцци, Л. В. (2018). Две документальные истории об «украинской революции». Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(2), 236–251. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.207

Выпуск

Раздел

Журналистика