Политическая трагедия Ж. де Ротру «Хосров» (идейный спор с театром П. Корнеля)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.304Аннотация
В статье на примере пьесы «Хосров» (1648) раскрывается специфика поздних трагедий Ж. де Ротру, под влиянием театра Корнеля 1640-х гг. обратившегося к разработке политической проблематики. Драматургу удалось преодолеть характерную для раннего периода его творчества в трагедийном жанре и накладывающую на его тексты печать архаики связь с античной и гуманистической драмой, как и зависимость от мифологической структурно-смысловой модели. Одна из главных решаемых в статье задач — представить драматургию Ротру в рамках устанавливающейся классицистической поэтики, посредством сопоставления идейных и стилистических позиций Корнеля и Ротру, с учетом принципа построения дискурсивно-риторической структуры трагедий на политический сюжет, проследить особенности развития французской трагедии первой половины XVII в. В «Хосрове» Ротру оказывается ближе всего корнелевской трагедии, идейным центром которой, определяющим главный конфликт, является политический интерес. Ротру заимствует у Корнеля механизм развития интриги, который предполагает проблематизацию отношения человека к власти, роли его во власти, а также столкновение разных противодействующих сил, как и противоречие личного и официально-ролевого. Однако в «Хосрове» можно наблюдать сущностное различие трагедийного письма двух драматургов, а именно разный вектор разворачивания ценностно-значимых смыслов: Корнель стремится закрепить совпадение морально-этических и политических оснований (в его драматических текстах идеальная власть если открыто не устанавливается, то обязательно подразумевается как возможная), Ротру же, нащупав неизбежность противоречия между ними, стремится к их акцентному разведению. В «Хосрове», подобно Корнелю, Ротру обосновывает принцип законной, в своей сущности гуманной, справедливой власти, но вместе с этим показывает и катастрофическую невозможность ее осуществления в этих рационально обоснованных, морально оправданных пределах. Главный герой, наследный принц Сирой, являясь поборником справедливости и восстанавливая нарушенный закон престолонаследия, сам становится узурпатором. В тексте Ротру такие понятия, как «порядок», «закон», «право», «власть», оказываются абсолютно скомпрометированы.
Ключевые слова:
политическая трагедия, идейный спор, конфликт, власть, классицизм
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература/References
Benichou 1948 — Benichou P. Morales du Grand Siècle. Paris: Gallimard, 1948.
Biet 1997 — Biet Ch. La tragédie. Paris: Armand Colin, 1997.
Cornic 2000 — Cornic S. Dramaturgie baroque et problématiques du pouvoir monarchique: la Pologne du Venceslas de Rotrou. La France et la Pologne: Histoire, mythe, représentations. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 2000. P. 167–180.
Couton 1951 — Couton G. Corneille et la Fronde: théâtre et politique il y a trois siècles. Clermont-Ferrand: G. De Bussac, 1951.
Couton 1984 — Couton G. Corneille et la tragédie politique. Paris: PUF, 1984.
Delmas 2004 — Delmas Ch. Histoire et Mythe. Racine et l’Histoire. Colloque international de Londres, 1999. Canova-Green M.-Cl., Viala A. (éds). Tübingen: G. Narr, 2004. P. 163–176.
Forestier 1992 — Forestier G. Corneille et la tragédie: hypothèses sur l’élaboration de Suréna. Littératures classiques. 1992, (16): 141–168.
Forestier 1998 — Forestier G. Politique et tragédie chez Corneille, ou de la “broderie”. Littératures classiques. 1998, (32): 63–74.
Forestier 2004 — Forestier G. Essai de génétique théâtrale: Corneille à l’oeuvre. Genève: Droz, 2004.
Fumaroli 1997 — Fumaroli M. Le Poète et le Roi. Le théâtre, critique de la raison d’État. Paris: Fallois, 1997.
Kibédi-Varga 1988 — Kibédi-Varga A. Scènes et lieux de la tragédie. Langue française. 1988, (70): 82–95.
Macé 2007 — Macé St., Vialleton J.-Iv. Rotrou, dramaturge de l’ingéniosité. Paris: PUF-CNED, 2007.
Merlin 1998 — Merlin H. Corneille et la politique dans Cinna, Rodogune et Nicomède. Littératures classiques. 1998, (32): 41–61.
Morel 1989 — Morel J. Le péché de désespérance dans le théâtre de Corneille. Littératures classiques. 1989, (11): 53–67.
Morel 2005 — Morel J. Rotrou dramaturge de l’ambiguité. Paris: Klinksieck, 2005.
Niderst 1996 — Niderst A. Corneille parmi nous. XVII-e siècle. 1996, (1): 7–14.
Prigent 2008 — Prigent M. Le Héros et l’État dans la tragédie de Pierre Corneille. Paris: PUF, 2008.
Rohou 1992 — Rohou J. Le tragique à la lumière de ses corrélations historiques. Littératures classiques. 1992, (16): 7–39.
Ronzeaud 1998 — Ronzeaud P. Corneille dans tous ses états critiques. Pour une lecture plurielle de Rodogune. Littératures classiques. 1998, (32): 7–40.
Stegmann 1968 — Stegmann A. L’Héroïsme cornélien. Genèse et signification. Paris: Armand Colin, 1968.
Vuillemin 1994 — Vuillemin J.-Cl. Baroquisme et théâtralité. Le théâtre de Jean Rotrou. Paris-Tübingen: Papers on French Seventeenth Century Literature, 1994.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.