Когнитивно-прагматические особенности позитивной и негативной репрезентации пищи в российском медиадискурсе

Авторы

  • Вячеслав Дмитриевич Шевченко Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П.Королева, Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34
  • Екатерина Сергеевна Шевченко Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П.Королева, Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.210

Аннотация

Статья посвящена анализу когнитивных и  прагматических факторов репрезентации пищи в медиадискурсе, а также особенностей языковых средств данной репрезентации. В статье исследуются языковые средства реализации когнитивных моделей, относящихся к  сферам развлечений, приема и  приготовления пищи, а  также моделей, связанных с  негативными аспектами репрезентации пищи в  российском медиадискурсе. В  статье также рассмотрена связь между реализацией когнитивных моделей и прагматическими целями журналистов, которые направлены на позитивную или негативную репрезентацию пищи в медиадискурсе. В рамках предпринятого исследования были также проанализированы доминантные компоненты когнитивных моделей. Выдвижение таких компонентов, как участники, пища и напитки, место, развлечения, характеристики объекта (пищи), действия, последствия и др., обусловлено прагматическими целями журналистов, которые заключаются в  попытке привлечь внимание к  определенным блюдам или предотвратить негативные последствия употребления пищи. Наполнение компонентов когнитивной модели определенным содержанием посредством языковых единиц приводит к реализации прагматической цели журналиста. В статье также рассматривается связь между различными сферами жизнедеятельности человека, которая устанавливается посредством репрезентации пищи. Авторы также обращаются к особенностям реализации когнитивной модели еда как источник опасности. Статья вносит вклад в углубление таких разделов лингвистики, как когнитивная семантика, прагмалингвистика, медиалингвистика, теория текста и дискурса. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для анализа реализации когнитивных моделей в других типах дискурса, а также в теоретических курсах по лингвистике текста, дискурс-анализу, медиалингвистике.

Ключевые слова:

российский медиадискурс, репрезентация пищи, когнитивные модели, доминантные компоненты, пища

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Chernyavskaya 2017 — Chernyavskaya V. E. Methodological opportunities of discourse analysis in corpus linguistics. Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2017, (50): 135–148. https://doi. org/10.17223/19986645/50/9. (In Russian)

Eco 2005 — Eco U. The role of the reader. Exploration in the semiotics of texts. St. Petersburg: Symposium Publ., 2005. 491 p. (In Russian)

Eddy 2019 — Eddy J. Food for thought? The cultural appropriation of food in contemporary media. SKASE. Journal of Literary and Cultural Studies. 2019, 1 (2): 40–50. http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/05.pdf/ (accessed: 14.04.2020).

Evseeva, Kreidlin 2017 — Evseeva I. V., Kreidlin G. E. Frame modelling of lexical word-building nests with ‘illness’ meaning. Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2017, (49): 5–23. https://doi. org/10.17223/19986645/49/1. (In Russian)

Fischler 1988 — Fischler C. Food, self and identity. Social Science Information. 1988, (27): 275–293.

Ivantsova 2018 — Ivantsova E. V. The concept “bread” in the discourse of a dialect language personality. Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2018, (56): 47–64. https://doi.org/10.17223/19986645/56/4. (In Russian)

Matrozi-Marin 2018 — Matrozi-Marin A. Food and language as means of communication and markers of social and cultural identity. In esse: English Studies in Albania. 2018, 9 (1): 120–135.

Olyanich 2015 — Olyanich A. V. Gastrinomical discourse. Discourse Pi. 2015, 12 (2): 157–160. (In Russian)

Pozhidaeva, Karamalak 2018 — Pozhidaeva E. V., Karamalak O. A. Hashtags in social networking sites: in- tentions and affordances (as exemplified by the posts in English on “food” topic). Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2018, (55): 106–118. https://doi.org/10.17223/19986645/55/8. (In Russian)

Shevchenko 2018 — Shevchenko V. D. Representation of cooking in the British media discourse: cognitive and pragmatic aspects. In esse: English Studies in Albania. 2018, 9 (1): 109–119.

Shevchenko, Shevchenko 2019 — Shevchenko V. D., Shevchenko E. S. Artistic form in social communication. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019, (1): 46–52. https://doi.org/10.24410/ GW31-FW09. (In Russian)

Tomaščíková 2012 — Tomaščíková S. Media narratives: the means of communication and consumption. In: A Journey through Knowledge: Festschrift in Honour of Hortensia Pârlog. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2012. P. 96–108.

Tomaščíková 2015 — Tomaščíková S. Cultural heritage and food — new media narratives — new meanings and new identities. European English Messenger. 2015, 24 (2): 49–57.

Tomaščíková 2019 — Tomaščíková S. Food in the media: above and below the sea level of a hypermodern culture. In: Šnircová S., Tomaščíková S. (eds). Postmillennial Trends in Anglophone Literatures, Cultures and Media. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019. P. 156–173.

Vorkachev, Vorkacheva 2019 — Vorkachev S. G., Vorkacheva E. A. Discourse and its typology in Russian linguistics. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019 (3): 14–21. https://doi. org/10.29025/2079–6021-2019-3-14-21. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.06.2021

Как цитировать

Шевченко, В. Д., & Шевченко, Е. С. (2021). Когнитивно-прагматические особенности позитивной и негативной репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 18(2), 417–431. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.210

Выпуск

Раздел

Языкознание