Цeнностные характеристики административного дискурса

Авторы

  • Оксана Александровна Евтушенко Волгоградский государственный технический университет, Россия, 400005, Волгоград, пр. Ленина, 28
  • Наталья Александровна Пром Волгоградский государственный технический университет, Россия, 400005, Волгоград, пр. Ленина, 28

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.214

Аннотация

Данное исследование, проведенное в рамках аксиологической лингвистики, раскрывает связь между участниками административного дискурса — начальником и подчиненными — посредством языковых маркеров с целью выявления ценностей современной управленческой коммуникации, регулирующих эти отношения. Актуальность исследования обусловлена тем, что ценностные и языковые характеристики административного дискурса как особого измерения статусно-обусловленной коммуникации представляют интерес для любого человека, вовлеченного в отношения «работодатель — работник». Авторы останавливаются на качественном изменении административного дискурса, обусловленном глобализацией, цифровизацией и компьютеризацией, и приходят к выводу о том, что подобное влияние отражается на эволюции ценностей современного административного дискурса. Доказано, что институциональная особенность ценностных установок по отношению к подчиненным, выраженных через тексты гипержанра «корпоративный сайт», заключается в продвижении утилитарно-практических ценностей. Особое внимание авторы уделяют анализу гипержанра административного дискурса «корпоративный сайт», который рассматривается как многофункциональный интернет-гипержанр административного дискурса, инкорпорирующий различные жанры и субжанры, выполняющий информирующую функцию и являющийся виртуальной средой для институционального, административного общения, в ходе которого транслируются и культивируются корпоративные ценности и традиции. Результаты дискурсивного и языкового анализа материала корпоративных сайтов организаций позволили декодировать ценностные доминанты в поведении руководителя по отношению к подчиненному. Составлен актуальный список ценностей административного дискурса и выстроена их иерархия с выделением его ключевой ценности — корпоративности. Выявленные ценности находятся в бинарной оппозиции: «ценности для организации» (корпоративность) — «ценности для сотрудника» (человек, забота, здоровье, образование).

Ключевые слова:

административный дискурс, гипержанр, корпоративный сайт, корпоративность, ценности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Agle, Caldwell 1999 — Agle B. B., Caldwell C. B. Understanding research on values in business. Business and Society. 1999, (38): 326–387.

Askehave, Nielsen 2005 — Askehave I., Nielsen A. What are the Characteristics of Digital Genres. Genre Theory from a Multimodal Perspective. In: Proceedings of the 38th Hawaii International Conference on System Sciences. Los Alamitos: IEEE Computer Society Press, 2005: 120–141.

Arutiunova 1999 — Arutiunova N. D. Iazyk i mir cheloveka. Moscow: Iazyki russkoi kul’tury Publ., 1999. (In Russian)

Babaeva 2003 — Babaeva E. V. Discursive measurement of values. Vestnik NGU. Ser.: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikaciya. 2003, 1 (1): 11–15. (In Russian)

Brusseau 2012 — Brusseau J. The Business Ethics Workshop. Washington: Saylor Foundation, 2012.

Casañ-Pitarch 2016 — Casañ-Pitarch R. A. Proposal for Genre Analysis: The AMS model. EPiC Series in Language and Linguistics. 2017, (2): 235–246.

Chan et al. 2021 — Chan K. L. G., Hamid B. A., Selvadurai S. Social Inclusion and Exclusion of Women Directors in Malaysia. Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2021, 29 (4): 2483–2501. https://doi.org/10.47836/pjssh.29.4.22

Cheng 2014 — Cheng Ph. Y. K. Customer Perceived Values and Consumer Decisions: An Explanatory Model. In: Handbook of Research on Retailer-Consumer Relationship Development. Musso F., Druica E. (eds). IGI Global Publ., 2014. Р. 1–12. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-6074-8.ch001

Giltrow, Stein 2009 — Giltrow J., Stein D. Genres in the Internet: issues in the theory of genre. Amsterdam: John Benjamins Publ. Co., 2009.

Corley 2004 — Corley K. G. Defined by our strategy or our culture? Hierarchical differences in perceptions of organizational identity and change. Human Relations. 2004, (57): 1145–1177.

Crystal 2002 — Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

Deal, Kennedy 1982 — Deal T. E., Kennedy A. A. Corporate cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life. Reading: Addison-Wesley Publishing Company, 1982.

Evtushenko 2017 — Evtushenko O. А. Types of Administrative Discourse with Descending Status Vector. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Iazykoznanie. 2017, 16 (3): 121–130. (In Russian) https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.3.12

Evtushenko 2018 — Evtushenko O. A. Administrative discourse: types, subjects, dynamics: monograph. Volgograd: PrinTerra Publ., 2018. (In Russian)

Evtushenko, Pervukhina 2020 — Evtushenko O. A., Pervukhina S. V. Electronic mode of modern administrative discourse. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Iazykoznanie. 2020, 19 (5): 99–109. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.9 (In Russian)

Gaidukova 2008 — Gaidukova G. N. The potential of the corporate culture of state-owned companies. Nauchnye zaiavleniia BelGU. Ser.: Filosofiia. Sociologiia. Zakon 2008, (5): 239–249. (In Russian).

Goroshko, Zemliakova 2011 — Goroshko E. I., Zemliakova E. A. Virtual Genre Studies: Established and Controversial. Nauchnye zapiski Tavricheskogo nacional’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ser.: Filologiya. Social’nye kommunikacii. 2011, 24 (1): 225–237. (In Russian)

Grosman 1989 — Grosman B. A. Corporate Loyalty, Does It Have a Future? Journal of Business Ethics. 1989, 8 (7): 565–568.

Hall 1994 — Hall B. P. Values shift: A guide to personal and organizational transformation. Rockport: Twin Lights Publishers, 1994.

Herring et al. 2005 — Herring S. C., Scheidt L. A., Bonus S., Wright E. Weblogs as a bridging genre. Information, Technology & People. 2005, (2): 142–171.

Ihlstrom 2004 — Ihlstrom C. The Evolution of a New(s) Genre. Thesis for PhD in Informatics. Gotheburg, 2004.

Karasik 2015 — Karasik V. I. Linguistic and cultural values in discourse. Foreign Languages in Tertiary Education. 2015, (1): 25–35. (In Russian)

Lutovinova 2009 — Lutovinova O. V. Hypertext: Concept, main characteristics, possible approaches to linguistic analysis. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009, (5): 4–7. (In Russian)

Makarov 2005 — Makarov M. L. Genres in electronic communication: Quo vadis? Rechevye zhanry. Saratov: Gosudarstvennyi obrazovatel’no-nauchnyi tsentr “Kolledzh”. 2005, (4): 336–351. (In Russian)

Mehler et al. 2011 — Mehler A., Sharoff S., Santini M. Genres on the Web: Computational Models and Empirical Studies. Dordrecht: Springer Science + Business Media B. V., 2011.

Mitiagina et al. 2019 — Mitiagina V. A., Novikova E. Iu., Vankova L. I and We in Corporate Discourse: The Realization of Sociocultural and Linguopragmatic Characteristics of Communication. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2. Iazykoznanie. 2019, 18 (3): 150–161. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.12 (In Russian)

Paarlberg, Perry 2007 — Paarlberg L., Perry J. Values Management Aligning Employee Values and Organization Goals. American Review of Public Administration. 2007, (37) 387–408. https://doi.org/10.1177/0275074006297238

Poteriakhina 2013 — Poteriakhina I. N. Genre-creative elements of a corporate site. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013, 37 (328): 49–51. (In Russian)

Prom, Iovanovich 2017 — Prom N. A., Iovanovich T. G. Combined model of genres of printed media. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologiia. Zhurnalistika. 2017, (2): 116–118. (In Russian)

Prom 2020a — Prom N. A. Factualization of reality in media discourse: Characteristics, types and ways of expression. Volgograd: PrinTerra-Design Publ., 2020. (In Russian)

Prom 2020b — Prom N. A. Fact vs Mediafact: a Comparative Analysis of Conceptual Models. Nauchnyi dialog. 2020, (5): 132–145. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-5-132-145 (In Russian)

Romashova 2015 — Romashova I. P. To the definition of the term “corporate discourse” in modern linguistics. Omskii nauchnyi vestnik. 2015, 3 (139): 42–45. (In Russian)

Shepherd, Watters 1999 — Shepherd M., Watters C. The Evolution of Cybergenres. Information, Technology & People. 1999, 27 (2): 89–93.

Shchipitsina 2009 — Shchipitsina L. Iu. Classification of genres of computer-mediated communication according to their function. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. 2009, (114): 171–178. (In Russian)

Steen et al. 2010 — Steen G. J., Dorst A. G., Berenike Herrmann J., Kaal A. A., Krennmayr T., Pasma T. A method for linguistic metaphor identification. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2010.

Swales 1990 — Swales J. M. Genre Analysis in English in academic and research settings. Cambridge: Cambridge University Press, 1900.

Vas’kov, Diatlov 2015 — Vas’kov M. A., Diatlov A. V. Organizational culture in the context of a discourse of ethical values and intra-relationships. Social’no-gumanitarnye znaniia. 2015, (7): 244–249. (In Russian)

Vinogradov 2007 — Vinogradov S. N. Toward a Linguistic Understanding of Value. In: Russian Literature in the Context of World Culture. Ruchina L. I. (ed.). Nizhnii Novgorod: Izdatel’stvo Nizhegorodskogo universiteta Publ., 2007. P. 93–97. (In Russian)

Weiner 1988 — Weiner Y. Forms of value systems: A focus on organizational effectiveness and cultural change and maintenance. Academy of Management Review. 1988, (13): 534–545.

Yates, Orlikowski 2002 — Yates J., Orlikowski W. J. Genre Systems: Structuring Interaction through Communicative Norms. Journal of Business Communication. 2002, 39 (1): 13–35.

Загрузки

Опубликован

10.09.2024

Как цитировать

Евтушенко , О. А., & Пром, Н. А. (2024). Цeнностные характеристики административного дискурса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(2), 508–523. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.214

Выпуск

Раздел

Языкознание