Страх, отвращение, смех. Регистры гротеска в романе Д. Вонга

Авторы

  • Михаил Федорович Васильев Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.101

Аннотация

В современной научной парадигме литературу ужасов зачастую трактуют, основываясь на концепции отвращения, во многом благодаря работам Ю. Кристевой и Н. Кэрролла, инспирированным М. Дуглас. Вместе с тем равным образом феноменологический анализ и данные когнитивных наук демонстрируют принципиальное различие аффектов страха и отвращения. Принимая во внимание, что вышеуказанные критики понимают отвращение как категориальную аномалию, допустимо сделать вывод, что в основе их понимания отвратительного лежит более широкая эстетическая категория, известная как гротеск. С опорой на труды М. М. Бахтина, А. Колнаи и С. Асмы можно продемонстрировать, что гротескные образы способны не только вызывать реакции отвращения, но также, в зависимости от контекста, смешить или вызывать страх. В некоторых случаях реакция может оказаться существенно менее определенной, пограничной, поскольку, в полном соответствии с карнавальной поэтикой, сформулированной Бахтиным, гротескные образы амбивалентны. Данный тезис иллюстрируется на материале автора постмодернистского хоррора Дэвида Вонга (псевдоним Дж. Парджина), который известен тенденцией смешивать пугающее и комическое в смелых пропорциях. Широко используя поэтику гротескного реализма, Вонг в то же время не чурается демонстрировать, что в некоторых случаях принижение пугающих образов с целью превращения в «смешное страшилище» не срабатывает, и космическое гротескное тело может оказаться возвышенным вопреки подчеркиванию его сниженной анатомии. Рассмотрение различных неоконченных и становящихся тел в романе Вонга иллюстрирует, как инструментарий гротеска может использоваться для достижения самых разных целей, от фарсовой комики до экзистенциального ужаса, а также промежуточных форм, чья эффективность во многом завязана именно на контрасте. Таким образом, гротескная гибридность свойственна хоррору не только на тематическом и формальном, но и на прагматическом уровне — в сфере вызываемых у читателя эмоций.

Ключевые слова:

хоррор, гротеск, отвращение и отвратительное

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бахтин 2015 — Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2015.

Кристева 2013 — Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. Костикова А. (пер. с фр.). СПб.: Алетейя, 2013.

Сорочан 2020 — Сорочан А. Ю. Странная классика: weird fiction и проблемы исторической поэтики. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2020.

Asma 2014 — Asma S. T. Monsters on the Brain: An Evolutionary Epistemology of Horror. Social Research. 2014, 84 (4): 941–968.

Briggs 2002 — Briggs K. The fairies in tradition and literature. London; New York: Routledge, 2002.

Carroll 1990 — Carroll N. The Philosophy of Horror, or Paradoxes of Heart. New York: Routledge, 1990.

Clasen 2018 — Clasen M. The Evolution of Cosmic Horror: A Neo-Lovecraftian Poetics. In: New Directions in Supernatural Horror Literature. H. P. Lovecraft and His Influence. Moreland S. (ed.). [S. l.]: Springer International Publishing; Palgrave Macmillan, 2018. P. 43–60.

Davey 2011 — Davey G. C. L. Disgust: the disease-avoidance emotion and its dysfunctions. Philosophical Transactions: Biological Sciences. 2011, 366 (1583): 3453–3465.

Enright 2018 — Enright L. Horror “After Theory”. In: The Palgrave Handbook to Horror Literature. [S. l.]: Palgrave Macmillan, 2018. P. 499–510.

Horner, Zlosnik 2005 — Horner A, Zlosnik S. Gothic and the Comic Turn. [S. l.]: Palgrave Macmillan, 2005.

Horner, Zlosnik 2012 — Horner A., Zlosnik S. Comic Gothic. In: A New Companion to the Gothic. [S. l.]:

Wiley-Blackwell, 2012. P. 321–334.

Khair 2018 — Khair T. Postcolonial Horror. In: The Palgrave Handbook to Horror Literature. [S. l.]: Palgrave Macmillan, 2018. P. 433–440.

Kim 2011 — Kim D. Y. The Horror of Mimesis. Oxford Art Journal. 2011, 34 (3): 335–353.

Kolnai 2003 — Kolnai A. On Disgust. Chicago; La Salle: Open Court, 2003.

Korsmeyer 2008 — Korsmeyer C. Fear and Disgust: THe Sublime and the Sublate. Revue Internationale de Philosophie. 2008, 62 (246 (4)): 367–379.

Loh 2011 — Loh M. H. Introduction: Early Modern Horror. Oxford Art Journal. 2011, 34 (3): 321–333.

Lovecraft 2008 — Lovecraft H. P. Supernatural Horror in Literature. In: Lovecraft H. P. The fiction. Complete and unabridged. New York: Barnes & Noble, 2008. P. 1041–1098.

Miles 2012 — Miles R. Ann Radcliffe and Matthew Lewis. In: A New Companion to the Gothic. [S. l.]: Wiley-Blackwell, 2012. P. 93–109.

Moreland 2018 — Moreland S. The Birth of Cosmic Horror from the S(ub)lime of Lucretius. In: New Directions in Supernatural Horror Literature. H. P. Lovecraft and His Influence. Moreland S. (ed.). [S. l.]: Springer International Publishing; Palgrave Macmillan, 2018. P. 13–42.

Newell 2020 — Newell J. A Century of Weird Fiction: 1832–1937. Disgust, Metaphysics and the Aesthetics of Cosmic Horror. [S. l.]: University of Wales Press, 2020.

Punter 1996a — Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. Vol. 1. The Gothic Tradition. [S. l.]: Routledge, 1996.

Punter 1996b — Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. Vol. 2. The Modern Gothic. [S. l.]: Routledge, 1996.

Purkiss 2000 — Purkiss D. Troublesome Things: A History of Fairies and Fairy Stories. London: Allen Lane; [S. l.]: Penguin Press, 2000.

Rosen 2020 — Rosen M. Introduction: On the Diseases of the Head. In: Diseases of the Head. Essays on the Horror of Speculative Philosophy. [S. l.]: Punctum Books, 2020. P. 13–42.

Silver 1999 — Silver C. Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness. New York: Oxford University Press, 1999.

References

Бахтин 2015 — Bakhtin M. M. Rabelais and Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance. Moscow: Eksmo Publ., 2015. (In Russian)

Кристева 2013 — Kristeva J. Powers of Horror: An Essay on Disgust. A. Kostikova (transl. from French). St Petersburg: Aleteiia Publ., 2013. (In Russian)

Сорочан 2020 — Sorochan A. Iu. Strange classics: weird fiction and the problems of historical poetics. Tver: Tverskoi gosudarstvennyi universitet Publ., 2020. (In Russian)

Asma 2014 — Asma S. T. Monsters on the Brain: An Evolutionary Epistemology of Horror. Social Research. 2014, 84 (4): 941–968.

Briggs 2002 — Briggs K. The fairies in tradition and literature. London; New York: Routledge, 2002.

Carroll 1990 — Carroll N. The Philosophy of Horror, or Paradoxes of Heart. New York: Routledge, 1990.

Clasen 2018 — Clasen M. The Evolution of Cosmic Horror: A Neo-Lovecraftian Poetics. In: New Directions in Supernatural Horror Literature. H. P. Lovecraft and His Influence. Moreland S. (ed.). [S. l.]: Springer International Publishing; Palgrave Macmillan, 2018. P. 43–60.

Davey 2011 — Davey G. C. L. Disgust: the disease-avoidance emotion and its dysfunctions. Philosophical Transactions: Biological Sciences. 2011, 366 (1583): 3453–3465.

Enright 2018 — Enright L. Horror “After Theory”. In: The Palgrave Handbook to Horror Literature. [S. l.]: Palgrave Macmillan, 2018. P. 499–510.

Horner, Zlosnik 2005 — Horner A, Zlosnik S. Gothic and the Comic Turn. [S. l.]: Palgrave Macmillan, 2005.

Horner, Zlosnik 2012 — Horner A., Zlosnik S. Comic Gothic. In: A New Companion to the Gothic. [S. l.]: Wiley-Blackwell, 2012. P. 321–334.

Khair 2018 — Khair T. Postcolonial Horror. In: The Palgrave Handbook to Horror Literature. [S. l.]: Palgrave Macmillan, 2018. P. 433–440.

Kim 2011 — Kim D. Y. The Horror of Mimesis. Oxford Art Journal. 2011, 34 (3): 335–353.

Kolnai 2003 — Kolnai A. On Disgust. Chicago; La Salle: Open Court, 2003.

Korsmeyer 2008 — Korsmeyer C. Fear and Disgust: the Sublime and the Sublate. Revue Internationale de Philosophie. 2008, 62, 246 (4): 367–379.

Loh 2011 — Loh M. H. Introduction: Early Modern Horror. Oxford Art Journal. 2011, 34 (3): 321–333.

Lovecraft 2008 — Lovecraft H. P. Supernatural Horror in Literature. In: Lovecraft H. P. The fiction. Complete and unabridged. New York: Barnes & Noble, 2008. P. 1041–1098.

Miles 2012 — Miles R. Ann Radcliffe and Matthew Lewis. In: A New Companion to the Gothic. [S. l.]: Wiley-Blackwell, 2012. P. 93–109.

Moreland 2018 — Moreland S. The Birth of Cosmic Horror from the S(ub)lime of Lucretius. In: New Directions in Supernatural Horror Literature. H. P. Lovecraft and His Influence. Moreland S. (ed.). [S. l.]: Springer International Publishing, Palgrave Macmillan, 2018. P. 13–42.

Newell 2020 — Newell J. A Century of Weird Fiction: 1832–1937. Disgust, Metaphysics and the Aesthetics of Cosmic Horror. [S. l.]: University of Wales Press, 2020.

Punter 1996a — Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. Vol. 1. The Gothic Tradition. [S. l.]: Routledge, 1996.

Punter 1996b — Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fictions from 1765 to the Present Day. Vol. 2. The Modern Gothic. [S. l.]: Routledge, 1996.

Purkiss 2000 — Purkiss D. Troublesome Things: A History of Fairies and Fairy Stories. London: Allen Lane; [S. l.]: Penguin Press, 2000.

Rosen 2020 — Rosen M. Introduction: On the Diseases of the Head. In: Diseases of the Head. Essays on the Horror of Speculative Philosophy. [S. l.]: Punctum Books, 2020. P. 13–42.

Silver 1999 — Silver C. Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness. New York: Oxford University Press, 1999.

Загрузки

Опубликован

14.07.2024

Как цитировать

Васильев, М. Ф. (2024). Страх, отвращение, смех. Регистры гротеска в романе Д. Вонга. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 21(1), 4–19. https://doi.org/10.21638/spbu09.2024.101

Выпуск

Раздел

Литературоведение