В поисках центра: апории Бога на протезах

Авторы

  • Ульрих Фрёшле Дрезденский технический университет, Германия, 01069, Дрезден, Моммзенштрассе, 13

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.312

Аннотация

В статье на примере популярных сегодня идеологических концепций транс- и постгуманизма рассматривается способность литературы изображать и осмыслять возможности и проблемы, возникающие при развитии и конструировании будущего. Показано, как эта, казалось бы, научная идея была представлена, а также деконструирована в художественных текстах задолго до того, как трансгуманизм укрепился в качестве идеологии. Литература позволяет разыграть ситуацию до конца  — или до другого конца, что открывает узкоспециализированные научные темы для более широкого обсуждения за пределами башни из слоновой кости: отталкиваясь от эссе Г.фон Клейста «О театре марионеток» (1810), где автор на примере танцующих механических кукол задается вопросом о человеческом сознании, статья показывает, как художественные тексты остраняют наше обычное восприятие повседневного мира, чтобы заставить задуматься о нем: вторая часть «Фауста» Гёте, в которой изображается Гомункул, роман Ф.Т.Маринетти «Футурист Мафарка» (1909) с  летающим искусственным человеком, крупное эссе Э.Юнгера «Рабочий» (1932) о современной сериализации, роман М.Уэльбека «Возможность острова» (2005) с постчеловеческим взглядом на развитие трансгуманизма или роман Г.Бира «Музыка, звучащая в крови» (1985), изображающий непосредственно постчеловеческий мир. В результате анализа художественных текстов автор приходит к неутешительному выводу: похоже, что человек страдает от самого себя. Транс- и постгуманистические идеологии оказываются симптомами, а не избавлением от этих страданий. Трансформацию в постчеловеческие формы жизни можно помыслить как утопию лишь в антропоморфных категориях. Такой форме сознательного бессмертия в свою очередь грозит утопическая скука и мучительное повторение старых конфигураций в вечно новом обличье — что также относится и к трансгуманистическим надеждам.

Ключевые слова:

трансгуманизм, постгуманизм, Клейст, Маринетти, Юнгер, Бир, Уэльбек

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Михайловский 2017 — Mikhailovskii A.V. Technique as Optimization. In: Filosofiia v usloviiakh sotsiokul’turnogo mnogoobraziia: ot ekspertnogo znaniia do mirovozzrencheskikh orientirov. Saratov: Nauka Publ., 2017. Р. 137–141. (In Russian)

Albrecht, Willand 2018 — Albrecht A., Willand M. Homunculus. Faust-Handbuch. Konstellationen — Diskurse — Medien. In: Faust-Handbuch. Konstellationen — Diskurse — Medien. Rhode C., Valk T., Mayer M. (Hg.). Stuttgart: Metzler, 2018. S. 535–543.

Beil 2006 — Beil J.U. “Kenosis” der idealistischen Ästhetik. Kleists “Über das Marionettentheater” als Schiller-réécriture. In: Kleist-Jahrbuch 2006. Stuttgart: J.B.Metzler, 2006. S. 75–99.

Buchweitz, Cohen-Gewerc 2015 — Buchweitz N., Cohen-Gewerc E. Leisure and Posthumanism in Houellebecq’s Platform and Lanzarote. In: CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2015, (17). http://dx.doi.org/10.7771/1481-4374.2528

Chrostek 2011 — Chrostek K. Utopie und Dystopie bei Michel Houellebecq. Frankfurt am Main: Lang, 2011.

Dougherty 2007 — Dougherty S. Radio, the Genome, and Greg Bear’s Biological Fiction. Science Fiction Studies, 2007, (44): 104–121.

Eibl 2004 — Eibl K. Animal Poeta. Bausteine der biologischen Kultur- und Literaturtheorie. Paderborn: Mentis, 2004.

Ette 2004 — Ette O. ÜberLebenswissen. Die Aufgabe der Philologie. Berlin: Kulturverlag Kadmos, 2004.

Flessner 2018 — Flessner B. Die Rückkehr der Magier. Die KI als Lapis philosophorum des 21. Jahrhunderts. In: Kritik des Transhumanismus. Über eine Ideologie der Optimierungsgesellschaft. Spreen D. von, Flessner B. u. a. (Hg.). Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. S. 63–106.

Freud 2000 — Freud S. Das Unbehagen in der Kultur [1930]. In: Freud S. Studienausgabe. Bd. 9. Fragen der Gesellschaft. Ursprünge der Religion. Frankfurt am Main: S.Fischer, 2000. S. 191–270.

Fröschle 2023 — Fröschle U. Strategische Phantasie. Science-Fiction und militärische Planspiele. In: Zukunftswissen? Potenziale prospektiver Erkenntnis am Beispiel der Energiewirtschaft. v. Mackasare M. von (Hg.). Heidelberg; Berlin, 2023. S. 271–290.

Fulda 2016 — Fulda D. Sattelzeit. Karriere und Problematik eines kulturwissenschaftlichen Zentralbegriffs. In: Sattelzeit. Historiographiegeschichtliche Revisionen. Hg. v. Fulda D. von, Décultot E. (Hg.). Berlin; Boston: De Gruyter, 2016. S. 1–16.

Fukuyama 2004 — Fukuyama F. Transhumanism. Foreign Policy. 2004, (144): 42–43.

Geiger 1998 — Geiger G. Verhaltensökologie der Technik. Zur Anthropologie und Soziologie der technischen Optimierung. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1998.

Groys 2009 — Groys B. Einführung in die Anti-Philosophie. München: Hanser, 2009.

Harrasser 2013 — Harrasser K. Körper 2.0. Über die technische Erweiterbarkeit des Menschen. Bielefeld: Transcript Verlag, 2013.

Hengstschläger 2012 — Hengstschläger D. Der literarische Take-off des Aviatikers. Aufkommen, Bedeutungswandel und Unfalldiskurs des Luftfahrers in der Literatur von 1900–1930. Wien: Universität Wien, 2012. https://utheses.univie.ac.at/detail/18197 (accessed: 15.01.2023).

Hering, Schubert 2012 — Hering N., Schubert H. von. Cyber Age. Mensch und Cybertechnologie in den Herausforderungen und Konflikten des 21. Jahrhunderts. Köln: Wolters Kluwer, 2012.

Horstmann 1985 — Horstmann U. Das Untier. Konturen einer Philosophie der Menschenflucht. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1985.

Janouch 1968 — Janouch G. Gespräche mit Kafka. Aufzeichnungen und Erinnerungen. Erw. Ausgabe. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1968.

Jaeger 2010 — Jaeger M. Fausts Kolonie. Goethes kritische Phänomenologie der Moderne. Würzburg: Königshausen und Nemann, 2010.

Kanz 2009 — Kanz Ch. Maternale Moderne. Männliche Gebärphantasien zwischen Kultur und Wissenschaft (1890–1933). München: Fink, 2009.

Kemperink, Vermeer 2010 — Utopianism and the Sciences. Kemperink M.G., Vermeer L. (Hg.). Leuven: Peeters, 2010.

Kondylis 1984 — Kondylis P. Macht und Entscheidung. Die Herausbildung der Weltbilder und die Wertfrage. Stuttgart: Klett-Cotta, 1984.

Kurzweil 2005 — Kurzweil R. The Singularity Is Near. When Humans Transcend Biology. New York: Penguin Books, 2005.

Link 1988 — Link J. Literaturanalyse als Interdiskursanalyse. Am Beispiel des Ursprungs literarischer Symbolik im Kollektivsymbol. In: Diskurstheorien in der Literaturwissenschaft. Fohrmann J., Müller H. (Hg.). Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988. S. 284–307.

Loh 2018 — Loh J. Trans- und Posthumanismus zur Einführung. Hamburg: Junius Verlag, 2018.

Luckhurst 2007 — Luckhurst R. Catastrophism, American Style. The Fiction of Greg Bear. Journal of English Studies. 2007, (37): 215–233.

Michailowski 2020 — Michailowski A. Die Philosophie der Technik in den zwanziger und dreißiger Jahren und Ernst Jüngers Arbeiter. Jünger-Debatte. 2020, (3): 21–34.

Nusser 2008 — Nusser T. “Ueberembryonen”. Züchtungsphantasien und Zellkulturen in Konrad Loeles Roman Züllinger und seine Zucht. In: Breger C. u. a. (Hg.). Engineering Life. Narrationen vom Menschen in Biomedizin, Kultur und Literatur. Berlin: Kadmos, 2008. S. 109–122.

Osten 2003 — Osten M. Die evolutionäre Reise. Zur Modernität des Goetheschen Homunculus. GoetheJahrbuch. 2003, (120): 216–227.

Pethes 2016 — Pethes N. Posthumanismus. In: Futurologien. Ordnungen des Zukunftswissens. Bühler B., Willer S. (Hg.). München: Fink, 2016. S. 362–373.

Rhode et al. 2018 —Faust-Handbuch. Konstellationen — Diskurse — Medien. Rhode C., Valk T., Mayer M. (Hg.). Stuttgart: Metzler, 2018.

Schöning 2014 — Ernst Jünger Handbuch. Leben — Werk — Wirkung. Schöning M. (Hg.). Stuttgart: Metzler, 2014.

Schöttker 2000 — Schöttker D. Ruhm und Rezeption. Unsterblichkeit als Voraussetzung der Literaturwissenschaft. In: Literaturwissenschaft und Wissenschaftsforschung. Schönert J. (Hg.). Stuttgart: Metzler, 2000. S. 472–487.

Segeberg 1987 — Segeberg H. Literarische Technik-Bilder. Studien zum Verhältnis von Technik- und Literaturgeschichte im 19. und frühen 20. Jahrhundert. Tübingen: Niemeyer, 1987.

Shermer 2011 — Shermer M. The Immoralist. Science. 2011, (332). P. 40.

Sorgner 2020 — Sorgner S.L. Konvergenz von Trans- und kritischem Posthumanismus. In: Transhumanismus, Posthumanismus und die neuen Technologien. Wolf Ph. (Hg.). Leipzig: Leipziger Univerlag, 2020. S. 39–57.

Tabbert 2004 — Tabbert Th. Menschenmaschinengötter. Künstliche Menschen in Literatur und Technik. Fallstudien zu einer Artifizialanthropologie. Hamburg: Artislife Press, 2004.

Thanisch 2021 — Thanisch T. Literatur als Arbeit am Menschen. die Neupositionierung des Menschen in der Literatur des frühen 20. Jahrhunderts. Heidelberg: Springer, 2021.

Vinken 2000 — Vinken B. Make War Not Love: Pulp Fiction oder Marinettis Mafarka. In: Der Blick vom

Wolkenkratzer. Avantgarde — Avantgardekritik — Avantegardeforschung. Asholt W., Fähnders W. (Hg.). Amsterdam: Rodopi Publishing, 2000. S. 183–202.

Wolf 2020 — Wolf Ph. Über die Unvermeidbarkeit der Modernisierung. Oder warum wir uns mit Transhumanismus und neuen Technologien beschäftigen müssen: Neue Perspektiven und alte Vorbehalte. In: Transhumanismus, Posthumanismus und die neuen Technologien. Wolf Ph. (Hg.). Leipzig: Leipziger Univerlag, 2020. S. 1–38.

Загрузки

Опубликован

18.12.2023

Как цитировать

Фрёшле, У. (2023). В поисках центра: апории Бога на протезах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(3), 591–608. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.312

Выпуск

Раздел

Литературоведение