Зачем читать о животных: к вопросу о становлении жанра автобиографии животного в британской литературе XVIII–XIX вв.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.306Аннотация
Статья представляет анализ генезиса автобиографии животного в английской литературе рубежа XVIII–XIX вв., жанра, который, появившись в круге взрослого чтения, скоро занял центральное место в поле детской литературы. Возникновение, становление и эволюция жанра рассматриваются в трех контекстах. Идеи А.Смита и Д.Юма, педагогические учения Дж.Локка и С.Триммер, а также исследование А.Аалтолы в области зооэтики формируют центральные философские категории нового жанра: сентиментальное чувствование, симпатия, забота о благополучии другого живого существа. Автобиографическое повествование о животном рассматривается в контексте романной культуры XVIII в. Сопоставление автобиографии животного с популярным в XVIII в. типом романа о приключении вещи (it-narrative, novel of circulation) актуализирует проблематику одушевленного/неодушевленного рассказчика. Эволюция жанра прослеживается на материале трех произведений, в которых повествование ведется от лица зверя: «Жизнь и прогулки мыши» Д.Килнер, «Приключения ослика» А.Аргус, «Черный Красавчик» А.Сьюэлл. Так как авторами подобных автобиографий стали преимущественно женщины, на которых возлагалась забота о детях, третьим направлением анализа становится женский биографический текст и женские нарративные стратегии в жизнеописаниях. Написанные более двух столетий назад женщинами, которые присваивали себе голоса животных и говорили об их благополучии, автобиографии осмысляются в терминах экофеминистской критики, animal studies и human-animal studies. Делается вывод о том, что данный жанр можно назвать просвещенческим проектом, который обладал и до сих пор обладает не только дидактической, но и эмансипаторной функцией.
Ключевые слова:
автобиография животного, детская литература, британская литература, Просвещение, эмпатия
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Берковский 2002 — Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002.
Гийо 2017 — Гийо Д. Люди и собаки. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
Лежён 2006 — Лежён Ф. Когда кончается литература? В сб.: Автобиографическая практика в России и во Франции. Вьолле К., Гречаная Е. (ред.). М.: Ин-т мир. лит. им. А.М.Горького РАН, 2006. С. 261–275.
Тимофеева 2017 — Тимофеева О. История животных. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
У животных тоже есть права — У животных тоже есть права (Интервью с П.Сингером, Э. де Фонтене, Б.Цирюльником). «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры». Мiръ животных. Тематический выпуск. 2015: 59–81.
Aaltola 2018 — Aaltola E. Varieties of Empathy. Moral Psychology and Animal Ethics. London: Rownan & Littlefield International Ltd, 2018.
Bellamy 1998 — Bellamy L. The novel of circulation. In: Commerce, Morality and the Eighteenth-Century Novel. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 119–128.
Berger 2009 — Berger J. Why look at animals? London: Penguin Books, 2009.
Blount 1974 — Blount M. Animal Land. London: Hutchinson, 1974.
Cosslett 2006 — Cosslett T. Talking Animals in British Children’s Fiction, 1786–1914. Aldershot: Ashgate, 2006.
Herman 2016 — Herman D. Animal Autobiography; Or, Narration beyond the Human. Humanities. 2016, 5 (4): 82–99.
Holmes 1989 — Holmes R. Coleridge: Early Visions, 1772–1804. New York: Pantheon, 1989.
Howard-Smith 2021 — Howard-Smith S. In the Dog House: British Canines at Home, 1688–1832. Home Cultures. 2021, 2: 129–149.
Hudson 2008 — Hudson N. Introduction. Francis Coventry. The History of Pompey the Little: or, the Life and
Adventures of a Lap-Dog. Toronto: Broadview Press, 2008. P. 7–27.
Jackson 1989 — Jackson M.V. Engines of Instruction, Mischief and Magic: Children’s Literature in England from its Beginnings to 1839. London: Scolar Press, 1989.
Jelinek 1986 — Jelinek E. The Tradition of Women’s Autobiography: From Antiquity to the Present. Boston: Twayne Publishing, 1986.
Lamm et al. 2007 — Lamm C., Batson C.D., Decety J. The neural substrate of human empathy: effects of perspective-taking and cognitive appraisal. Cognitive Neuroscience. 2007, 19 (1): 42–58.
Lejeune 1975 — Lejeune P. Le pacte autobiographique. Paris: Seuil, 1975.
Locke 1830 — Locke J. Some Thoughts Concerning Education. Boston: Gray & Bowen. 1830. https://ia800202.us.archive.org/28/items/somethoughtscon01lockuoft/somethoughtscon01lockuoft.pdf (дата обращения: 19.09.2023).
Löschnigg 2006 — Löschnigg M. Die Englische Fiktionale Autobiographie. Erzähltheoretische Grundlagen und Historische Prägnazformen von den Anfängen bis zu Mitte des Neunzehnten Jahrhunderts. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2006.
Loveland 2005 — Loveland J. Georges-Louis Leclerc de Buffon’s Histoire naturelle in English, 1775–1815. Archives of Natural History. 2005, (31): 214–235.
Marie 2015 — Marie C. (Re-)Imaging the imaginary of a children’s story by Virginia Woolf: Nurse Lugton… through the Prism of Three Illustrators. The Imaginary: Word and Image. Leiden; Boston: Brill; Rodopi Publishing, 2015. P. 29–46.
Melson 2001 — Melson G. Why the Wild Things Are. Animals in the Lives of Children. Cambridge; London: Harvard University Press, 2001.
Middelhoff 2017 — Middelhoff F. Literary Autozoographies: Contextualizing Species Life in German Animal Autobiography. Humanities, 2017, 6 (2): 23.
Mullan 2008 — Mullan J. How Novels Work. Oxford: Oxford University Press, 2008.
Pickering 1981 — Pickering S. John Locke and Children’s Books in Eighteenth Century England. Knoxville: University of Tennessee Press, 1981.
Pickering 1993 — Pickering S. Moral Instruction and Fiction for Children 1749–1820. Athens: University of Georgia Press, 1993.
Piveteau 2023 — Piveteau J. “Georges-Louis Leclerc, count de Buffon”. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/biography/Georges-Louis-Leclerc-comte-de-Buffon (дата обращения: 19.09.2023).
Ratelle 2015 — Ratelle A. Animalism and Children’s Literature and Film. New York: Palgrave Macmillan, 2015.
Shapiro et al. 2004 — Shapiro J., Morrison E., Boker J. Teaching empathy to first year medical students: evaluation of an elective literature and medicine course. Education for Health. 2004, 17 (1): 73–84.
Shaw 2015 — Shaw M. Children’s Animal tales. 2015. https://www.bl.uk/animal-tales/articles/childrens-animal-tales (дата обращения: 19.09.2023).
Smith 2015 — Smith J.A. Representing Animal Minds In Early Animal Autobiography: Charlotte Tucker’s ‘The Rambles of a Rat’ and Nineteenth-Century Natural History. Victorian Literature and Culture. 2015, 43 (4): 725–744.
References
Берковский 2002 — Berkovsky N.Y. The Articles and Lecture on Foreign Literature. St Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2002. (In Russian)
Гийо 2017 — Guillo D. Des chiens et des humains. Pyatnitsina T. (transl. from French). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. (In Russian)
Лежён 2006— Lejeune P. When does literature end? In: Autobiographical practice in Russia and France. Мoscow: Institut mirovoi literatury imeni A.M.Gor’kogo RAN Publ., 2006. P. 261–275. (In Russian)
Тимофеева 2017 — Timofeeva O. History of Animals. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. (In Russian)
У животных тоже есть права — Animals have the rights too (Interviews with P. Singer, E.de Fontanay, B.Tsiryulnik). Russian World. Space and time in Russian Culture. The World of Animals. Special issue.2015: 59–81. (In Russian)
Aaltola 2018 — Aaltola E. Varieties of Empathy. Moral Psychology and Animal Ethics. London: Rownan & Littlefield International Ltd, 2018.
Bellamy 1998— Bellamy L. The novel of circulation. In: Commerce, Morality and the Eighteenth-Century Novel. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. P. 119–128.
Berger 2009 — Berger J. Why look at animals? London: Penguin Books, 2009.
Blount 1974 — Blount M. Animal Land. London: Hutchinson, 1974.
Cosslett 2006 — Cosslett T. Talking Animals in British Children’s Fiction, 1786–1914. Aldershot: Ashgate,2006.
Herman 2016 — Herman D. Animal Autobiography; Or, Narration beyond the Human. Humanities. 2016, 5 (4): 82–99.
Holmes 1989 — Holmes R. Coleridge: Early Visions, 1772–1804. New York: Pantheon, 1989.
Howard-Smith 2021 — Howard-Smith S. In the Dog House: British Canines at Home, 1688–1832. Home Cultures. 2021, 2: 129–149.
Hudson 2008 — Hudson N. Introduction. Francis Coventry. The History of Pompey the Little: or, the Life and Adventures of a Lap-Dog. Toronto: Broadview Press, 2008. P. 7–27.
Jackson 1989 — Jackson M.V. Engines of Instruction, Mischief and Magic: Children’s Literature in England from its Beginnings to 1839. London: Scolar Press, 1989.
Jelinek 1986 — Jelinek E. The Tradition of Women’s Autobiography: From Antiquity to the Present. Boston: Twayne Publishing, 1986.
Lamm et al. 2007 — Lamm C., Batson C.D., Decety J. The neural substrate of human empathy: effects of perspective-taking and cognitive appraisal. Cognitive Neuroscience. 2007, 19 (1): 42–58.
Lejeune 1975 — Lejeune P. Le pacte autobiographique. Paris: Seuil, 1975.
Locke 1830 — Locke J. Some Thoughts Concerning Education. Boston: Gray & Bowen. 1830. https://ia800202.us.archive.org/28/items/somethoughtscon01lockuoft/somethoughtscon01lockuoft.pdf (accessed: 19.09.2023).
Löschnigg 2006 — Löschnigg M. Die Englische Fiktionale Autobiographie. Erzähltheoretische Grundlagen und Historische Prägnazformen von den Anfängen bis zu Mitte des Neunzehnten Jahrhunderts. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2006.
Loveland 2005 — Loveland J. Georges-Louis Leclerc de Buffon’s Histoire naturelle in English, 1775–1815. Archives of Natural History. 2005, (31): 214–235.
Marie 2015 — Marie C. (Re-)Imaging the imaginary of a children’s story by Virginia Woolf: Nurse Lugton… through the Prism of Three Illustrators. The Imaginary: Word and Image. Leiden; Boston: Brill; Rodopi Publishing, 2015. P. 29–46.
Melson 2001 — Melson G. Why the Wild Things Are. Animals in the Lives of Children. Cambridge; London: Harvard University Press, 2001.
Middelhoff 2017 — Middelhoff F. Literary Autozoographies: Contextualizing Species Life in German Animal Autobiography. Humanities. 2017, 6 (2): 23.
Mullan 2008 — Mullan J. How Novels Work. Oxford: Oxford University Press, 2008.
Pickering 1981 — Pickering S. John Locke and Children’s Books in Eighteenth Century England. Knoxville: University of Tennessee Press, 1981.
Pickering 1993 — Pickering S. Moral Instruction and Fiction for Children 1749–1820. Athens: University of Georgia Press, 1993.
Piveteau 2023 — Piveteau J. “Georges-Louis Leclerc, count de Buffon”. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/biography/Georges-Louis-Leclerc-comte-de-Buffon (accessed: 19.09.2023).
Ratelle 2015 — Ratelle A. Animalism and Children’s Literature and Film. New York: Palgrave Macmillan, 2015.
Shapiro et al. 2004 — Shapiro J., Morrison E., Boker J. Teaching empathy to first year medical students: evaluation of an elective literature and medicine course. Education for Health. 2004, 17 (1): 73–84.
Shaw 2015 — Shaw M. Children’s Animal tales. 2015. https://www.bl.uk/animal-tales/articles/childrensanimal-tales (accessed: 19.09.2023).
Smith 2015 — Smith, J.A. Representing Animal Minds In Early Animal Autobiography: Charlotte Tucker’s ‘The Rambles of a Rat’ and Nineteenth-Century Natural History. Victorian Literature and Culture. 2015, 43 (4): 725–744.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.