Сквозь призму эстетики. Наполеоновский миф у Гёте и Ницше
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.303Аннотация
Рецепция Наполеона в Германии осуществлялась под знаком эстетического мифа. Под эстетическим мифом понимается совокупность теорий, концепций и текстов культуры, в основании которых лежит идея преображения мира посредством художественного творчества. Начиная с эпохи романтизма, эстетический миф определяет специфику немецкого дискурса культуры, в котором преобладают проблемы эстетики, философии искусства, формируется учение о гениальности, а художник становится центральным образом литературы. Одним из проявлений экспансии эстетического мифа является его вторжение в сферу политики, повлиявшее на культурную рецепцию политических фигур. Нередко вопреки историко-политической реальности великие немецкие поэты и философы видят в Наполеоне не тирана или захватчика, но прежде всего гениальнуюличность, «художника новой Европы», транспонируя категорию гениальности из сферы искусства в сферу политики. И.В.Гёте усматривает в Наполеоне «квинтэссенцию человеческого», которое воспринимается сквозь призму двух эстетических идей: идеи гениальности и идеи возвышенного. В русле этих идей Гёте размышляет над тайной демонизма Наполеона, причинами его триумфальных побед и трагических поражений. Ф.В.Ницше видит в Наполеоне историческое предвосхищение грядущего сверхчеловека. Политическая деятельность Наполеона осмысляется Ницше как аналог и продолжение немецкого искусства, реинкарнация преодолевающего современный немецкий декаданс древнего германского духа. В отличие от национальной и становящейся все более националистической империи Отто фон Бисмарка всеевропейская империя Наполеона, по мнению Ницше, была основана на принципах космополитизма, который больше соответствует универсализму немецкого духа.
Ключевые слова:
эстетический миф, национальная рецепция, И.В.Гёте, Ф.Ницше, Наполеон
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Аствацатуров 2017 — Аствацатуров А.Г. Гёте, Гёльдерлин и миф Наполеона. В кн.: Фридрих Гёльдерлин и идея Европы. Коллективная монография по материалам IV Международной конференции по компаративным исследованиям национальных языков и культур. С.Л.Фокин (ред.). СПб.: Платоновское философское общество, 2017. С. 66–78.
Бертрам 2013 — Бертрам Э. Ницше. Опыт мифологии. СПб.: Владимир Даль, 2013.
Вольский 2018 — Вольский А.Л. Эстетический миф немецкого модернизма: конструкция и деконструкция (презентация научного проекта). Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре IV-2. 2018, (36): 36–41.
Кассирер 2004 — Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
Коммерель 2018 — Коммерель М. Поэт как вождь в эпоху немецкой классики. СПб.: Владимир Даль, 2018.
Манн 1961 — Манн Т. Германия и немцы. В сб.: Манн Т. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 10. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. С. 303–326
Beßlich 2007 — Beßlich B. Der deutsche Napoleon-Mythos. Literatur und Erinnerung (1800–1945). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007.
Bilate 2021 — Bilate D. Le cas Napoléon. Nietzsche — Studien. 2021, 50 (1): 121–140.
Buck 2019 — Buck Th. Goethe und Frankreich. Köln, Weimar: Böhlau Verlag, 2019.
Gundolf 1920 — Gundolf Fr. Goethe. Berlin: Bondi, 1920.
Hamann 1998 — Hamann J.G. Sokratische Denkwürdigkeiten. Aesthetica in nuce. Mit einem Kommentar herausgegeben von Sven-Aage Jorgensen. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1998.
Mattiussi 1998 — Mattiussi L. Nietzsche et Napoléon: la fiction dans l’Histoire. In: Napoléon, l’Europe et Boulogne. 1998, May: 117–128. https://hal-univ-lyon3.archives-ouvertes.fr/hal-00947068/document(accessed: 26.09.2022)
Regent 2012 — Regent N. Nietzsche’s Napoleon: a Renaissance man. History of Political Thought. 2012, 33 (2): 305–347.
Safranski 1992 — Safranski R. E.T.A.Hoffmann: Eine Biographie. Reinbek: Rowohlt, 1992.
Seibt 2021 — Seibt G. Goethe und Napoleon: eine historische Begegnung. München: C.H.Beck, 2021.
Seiler 2009 — Seiler B.W. Goethe, Napoleon und der „junge Werther“. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2009, 83 (3): 396–407.
Schmidt 2004 — Schmidt. J. Von der Romantik bis zum Ende des Dritten Reichs. In: Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750–1945. Heidelberg: Universitätsverlag, 2004.
Wagner 1868 — Wagner R. Deutsche Kunst und deutsche Politik. Leipzig: Verlagsbuchhandlung von J.J.Weber, 1868.
Wagner 1878 — Wagner R. Was ist deutsch? Bayreuther Blätter. 1878 (1.2): 29–52.
Walzel 1910 — Walzel O.F. Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe: Studie. Leipzig; Berlin: R.G.Teubner, 1910.
References
Аствацатуров 2017 — Astvatsaturov A.G. Goethe, Hölderlin and the myth of Napoleon. In.: Fridrikh Gyol’derlin i ideiia Evropy. Kollektivnaia monografiia po materialam IV Mezhdunarodnoi konferentsii po komparativnym issledovaniiam natsional’nykh iazykov i kul’tur. S.L.Fokin (ed.). St Petersburg: Platonovskoe filosofskoe obshchestvo Publ., 2017. P. 66–78. (In Russian)
Бертрам 2013 — Bertram E. Nietzsche. Experience of mythology. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 2013. (In Russian)
Вольский 2018 — Vol’skii A.L. The Aesthetic Myth of German Modernism: construction and deconstruction (scientific project presentation). In: Uchenye zapiski Komsomol’skogo-na-Amure Gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Nauki o cheloveke, obshchestve i kul’ture IV-2. 2018, (36): 36–41. (In Russian)
Кассирер 2004 — Cassirer E. Philosophy of Enlightenment. Moscow: Rossiyskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN) Publ., 2004. (In Russian)
Коммерель 2018 — Kommerell M. Poets as leaders in the time of German classicism. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ., 2018. (In Russian)
Манн 1961 — Mann Th. Deutsche und die Deutschen. Germaniia i nemtsy. In: Mann Th. Sobranie sochinenii. In 10 vols. Vol. 10. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennоi literatury Publ., 1961. P. 303–326. (In Russian)
Beßlich 2007 — Beßlich B. Der deutsche Napoleon-Mythos. Literatur und Erinnerung (1800–1945). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007.
Bilate 2021 — Bilate D. Le cas Napoléon. Nietzsche — Studien. 2021, 50 (1): 121–140.
Buck 2019 — Buck Th. Goethe und Frankreich. Köln, Weimar: Böhlau Verlag, 2019.
Gundolf 1920 — Gundolf Fr. Goethe. Berlin: Bondi, 1920.
Hamann 1998 — Hamann J.G. Sokratische Denkwürdigkeiten. Aesthetica in nuce. Mit einem Kommentar herausgegeben von Sven-Aage Jorgensen. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1998.
Mattiussi 1998 — Mattiussi L. Nietzsche et Napoléon: la fiction dans l’Histoire. In: Napoléon, l’Europe et Boulogne. 1998, May: 117–128. https://hal-univ-lyon3.archives-ouvertes.fr/hal-00947068/document(accessed: 26.09.2022).
Regent 2012 — Regent N. Nietzsche’s Napoleon: a Renaissance man. History of Political Thought. 2012, 33 (2): 305–347.
Safranski 1992 — Safranski R. E.T.A.Hoffmann: Eine Biographie. Reinbek: Rowohlt, 1992.
Seibt 2021 — Seibt G. Goethe und Napoleon: eine historische Begegnung. München: C.H.Beck, 2021.
Seiler 2009 — Seiler B.W. Goethe, Napoleon und der „junge Werther“. Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2009, 83 (3): 396–407.
Schmidt 2004 — Schmidt. J. Von der Romantik bis zum Ende des Dritten Reichs. In: Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750–1945. Heidelberg: Universitätsverlag, 2004.
Wagner 1868 — Wagner R. Deutsche Kunst und deutsche Politik. Leipzig: Verlagsbuchhandlung von J.J.Weber, 1868.
Wagner 1878 — Wagner R. Was ist deutsch? Bayreuther Blätter. 1878 (1.2): 29–52.
Walzel 1910 — Walzel O.F. Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe: Studie. Leipzig; Berlin: R.G.Teubner, 1910.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.