Метафорические средства описания вкусового ощущения в современной англоязычной культуре

Авторы

  • Александра Викторовна Нагорная Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.105

Аннотация

В статье представлен анализ метафор вкуса, используемых в англоязычной культуре ХХI в. Методологической основой анализа послужили современные теории вкуса, разрабатываемые в рамках гуманитарных наук, с одной стороны, и актуальные метафорологические концепции, с другой стороны. В числе последних — теория дискурсивной метафоры Й.Зинкена, согласно которой метафора может служить средством фрейминга, задавая общие концептуальные координаты в  процессе устной или письменной коммуникации. Исследование проводилось на материале кулинарного шоу MasterChef во всех его региональных англоязычных вариантах. Была составлена выборка из пятисот метафор, которая обладает достаточной репрезентативностью для решения основной задачи исследования: выявления паттернов метафорической активности в сфере концептуализации вкуса и моделирования метафорического ландшафта вкуса в современной англоязычной культуре. Исследование показало, что метафорический ландшафт вкуса выстраивается вокруг нескольких основных метафор, которые имеют статус дискурсивных. К ним относятся: вкус — это событие, вкус — это дименсиональный объект, вкус — это баланс, вкус — это живое существо, вкус — это произведение  искусства. Каждая дискурсивная метафора может использоваться самостоятельно, с использованием характерных для нее средств вербальной репрезентации, а  также реализовываться множеством субординатных форм. Так, для событийной метафоры субординатными являются вкус  — это движение (в  свою очередь, суперординатная для метафоры вкус — это путешествие), вкус — это воздействие, вкус — это взрыв и так далее. Метафоры разного генеза могут объединяться в пределах одного описания, передавая разные аспекты вкуса. Метафора позволяет значительно расширить репертуар средств, служащих для коммуникации вкусового опыта, и  имеет полное право считаться полноценным средством его осмысления в вербализации наряду с так называемым языком квалиа.

Ключевые слова:

вкусовое ощущение, вербализация, концептуальная метафора, дискурсивная метафора

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Нагорная 2014 — Nagornaia A.V. The Discourse of the Inexpressible: Verbalics of Intra-Bodily Sensations. Мoscow: Lenand Publ., 2014. (In Russian)

Danesi 1992 — Danesi M. Metaphorical competence in second language acquisition and second language teaching: The neglected dimension. In: Georgetown University round table on languages and linguistics. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1992. P. 125–136.

Hoffmann 2016 — Hoffmann V. von. From gluttony to Enlightenment: The world of taste in Early Modern Europe. Chicago: University of Illinois Press, 2016.

Holmes 2017 — Holmes B. Flavor: The science of our most neglected sense. New York: W.W.Norton & Company, 2017.

Korsmeyer 1999 — Korsmeyer C. Making sense of taste. New York: Cornell University Press, 1999.

Kövecses 2015 — Kӧvecses Z. Where metaphors come from: Reconsidering context in metaphor. Oxford: Oxford University Press, 2015.

Lakoff, Johnson 1980 — Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago; London: University of Chicago Press, 1980.

Macpherson 2011 — Macpherson F. Individuating the senses. In: The Senses: Classical and contemporary philosophical perspectives. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 3–46.

Mani 2012 — Mani I., Pustejovski J. Interpreting motion: Grounded representations for spatial language. New York: Oxford University Press, 2012.

Maynard et al. 1965 — Maynard A.A., Pangborn R.M., Roessler E.B. Principles of sensory evaluation of food. New York: Academic Press, 1965.

Shepherd 2012 — Shepherd G.M. Neurogastronomy: How the brain creates flavor and why it matters. New York: Columbia University Press, 2012.

Tay 2020 — Tay D. Co-constructing ‘crisis’ with metaphor: A quantitative approach to metaphor use in psychotherapy talk. In: The language of crisis. Metaphors, frames and discourses. Amsterdam: Benjamins, 2020. P. 231–253.

Vannini 2010 — Vannini Ph., Guppy A.-L., Waskul G., Gottschalk S. Performing taste at wine festivals: A somatic layered account of material culture. Qualitative Inquiry. 2010, (16): 378–396.

Vercelloni 2016 — Vercelloni L. The invention of taste: A cultural account of desire, delight, and disgust in fashion, food and art. London, New York: Bloomsbury Academic, 2016.

Wistoft 2020 — Wistoft K., Qvortrup L. Seven dimensions of taste: Taste in a sociological and educational perspective. In: Gastronomy and food science. Galanakis C. (ed.). Amsterdam: Elsevier, 2020. P. 227–251.

Zinken 2007 — Zinken J. Discourse metaphors: The link between figurative language and habitual analogies. Cognitive Linguistics. 2007, 18 (3): 445–466. https://doi.org/10.1515/COG.2007.024

Загрузки

Опубликован

31.05.2023

Как цитировать

Нагорная, А. В. (2023). Метафорические средства описания вкусового ощущения в современной англоязычной культуре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 20(1), 79–97. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.105

Выпуск

Раздел

Языкознание