Диалоги для слепых и зрячих, или Философия в будуаре

Авторы

  • Вероника Дмитриевна Алташина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.401

Аннотация

В статье анализируются художественные особенности философских диалогов Д.Дидро («Сон д’Аламбера» (1769) и «Беседа одного философа с супругой маршала ***» (1774)) и Д.А.Ф.Сада («Разговор священника с умирающим» (1782) и «Философия в будуаре» (1785)), которые не только позволяют донести до читателей новаторские идеи, но и превращают серьезный трактат в увлекательное театрализованное зрелище. Объединяют эти произведения как диалогическая форма, так и оригинальное использование таких риторических приемов, как фантазия и эвиденсия, благодаря которым отвлеченные философские и научные идеи «предстают перед глазами читателя». Опираясь на античную традицию, автор статьи исследует особенности использования этих приемов в изучаемых тестах, обратившись к истории создания, структуре, хронотопу, героям, театрализации. Все диалоги происходят в приватной обстановке, что дает возможность героям-либертенам открыто высказывать свои воззрения, доходчивым языком донося их до своих слушателей. Во всех диалогах фикциональность сочетается с фактуальностью, при этом если Дидро изображает реальных персонажей в вымышленных ситуациях, то вымышленные герои Сада цитируют известные философские и антропологические труды эпохи. Сохраняя традиционное для сократического диалога распределение ролей (учитель — ученик), авторы наделяют учениц бо́льшим правом голоса, вкладывая в их уста вопросы, сравнения и метафоры, которые подталкивают
учителей к развитию мысли. Проделанное исследование позволяет лучше понять специфику и востребованность жанра диалога в литературе французского Просвещения.

Ключевые слова:

Д.Дидро, Д.А.Ф.Сад, философский диалог, эвиденсия, фантазия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гёте 1980 — Гёте И.В. Шекспир, и несть ему конца! В кн.: Гёте И.В. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 10. Ман Н.(пер. с нем.). М.: Художественная литература, 1980. С. 306–317.

Делон 2013 — Делон М. Искусство жить либертена. В кн.: Делон М. Искусство жить либертена. Французская либертинская проза XVIII века. Дмитриева Е., Шумилова Г. (пер. с фр.). М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 7–222.

Разумовская 1984 — Разумовская М.В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон д’Алмабера»). Вестник Ленинградского университета. 1984, (20): 46–54.

Старобинский 2002 — Старобинский Ж. К понятию воображения: вехи истории. В кн.: Старобинский Ж. Поэзия и знание. В 2 т. Т. 1. Васильева Е.П. (пер. с фр.). М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 69–84.

Bordas 2010 — Bordas E. La Philosophie dans le boudoir du marquis de Sade. Paris: Gallimard, 2010.

Calame 2008 — Calame C. Quand dire c’est faire voir: l’évidence dans la rhétorique ancienne. Sentiers transversaux. Entre poétiques grecques et politiques contemporaines. Grenoble: Jérôme Millon, 2008. P. 193–207.

Calame 2012 — Calame C. Vraisemblance référentielle, nécessité narrative, poétique de la vue. L’historiographie grecque classique entre factuel et fictif. Annales HSS. 2012, (1 (janvier-mars)): 81–101.

Delon 2010a — Delon M. Entretien d’un philosophe avec Mme la Marechale de. Notice. In: Diderot D. Oeuvres philosophiques. Paris: Gallimard, 2010. P. 1298–1306.

Delon 2010b — Delon M. Le Rêve d’Alembert. Notice. In: Diderot D. Oeuvres philosophiques. Paris: Gallimard, 2010. P. 1207–1252.

Duflo 2002 — Duflo C. Introduction. In: Diderot. Le Rêve de d’Alembert. Paris: GF Flammarion, 2002. P. 9–46.

Duflo 2019 — Duflo C. Philosophie des pornographes. Paris: Seuil, 2019.

Duprun 1998 — Duprun J. Notes et variantes. In: Sade. Oeuvres. In 3 t. T. 3. Paris: Gallimard, 1998. P. 1282– 1361.

Jauss 1984 — Jauss H.R. «Le Neveu de Rameau». Dialogique et dialectique (ou: Diderot lecteur de Socrate et Hegel lecteur de Diderot). Revue de Métaphysique et de Morale. 1984, (89): 145–181.

Lebrun 2008 — Lebrun A. «Un théâtre dressé sur notre abîme». Le Magazine Littéraire Hors-série. 2008, (15, (novembre-décembre)): 42–43.

Négroni 2000 — Négroni B.de. Le rêve de d’Alembert: les variations du moi. Magazine littéraire. 2000, (391): 36–39. Schaeffer 1999 — Schaeffer J.-M. Pourquoi la fiction? Paris: Seuil, 1999.

References

Гёте 1980 — Gothe J.W. Shakespeare, and there is no end to it! In: Gete I.V.Collected works. In 10 vols. Vol. 10. Man N. (transl. from Deutsch). Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1980. P. 306–317. (In Russian)

Делон 2013 — Delon M. The art of living a libertine. In: Delon M. The art of living a libertine. 18th century French libertine Prose. Dmitrievа E., Shumilovа G. (transl. from French). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2013. P. 7–222. (In Russian)

Разумовская 1984 — Razumovskaia M.V. Roman-Dialogue and Philosophical Dialogue in Diderot: Synthesis of Scientific and Artistic Knowledge (“Rameau’s Nephew” and “D’Alambert Dream”). Vestnik Leningradskogo universiteta. 1984, (20): 46–54. (In Russian)

Старобинский 2002 — Starobinskii J. Towards the concept of imagination: milestones in history. In: Starobinskii Zh. Poeziia i znanie. In 2 vols. Vol. 1. Vasil’eva E.P. (transl. from French). Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., 2002. P. 69–84. (In Russian)

Bordas 2010 — Bordas E. La Philosophie dans le boudoir du marquis de Sade. Paris: Gallimard, 2010.

Calame 2008 — Calame C. Quand dire c’est faire voir: l’évidence dans la rhétorique ancienne. Sentiers transversaux. Entre poétiques grecques et politiques contemporaines. Grenoble: Jérôme Millon, 2008. P. 193–207.

Calame 2012 — Calame C. Vraisemblance référentielle, nécessité narrative, poétique de la vue. L’historiographie grecque classique entre factuel et fictif. Annales HSS. 2012, (1 (janvier-mars)): 81–101.

Delon 2010a — Delon M. Entretien d’un philosophe avec Mme la Marechale de. Notice. In: Diderot. Oeuvres philosophiques. Paris: Gallimard, 2010. P. 1298–1306.

Delon 2010b — Delon M. Le Rêve d’Alembert. Notice. In: Diderot D. Oeuvres philosophiques. Paris: Gallimard, 2010. P. 1207–1252.

Duflo 2002 — Duflo C. Introduction. In: Diderot D. Le Rêve de d’Alembert. Paris: GF Flammarion, 2002. P. 9–46.

Duflo 2019 — Duflo C. Philosophie des pornographes. Paris: Seuil, 2019.

Duprun 1998 — Duprun J. Notes et variantes. In: Sade. Oeuvres. In 3 t. T. 3. Paris: Gallimard, 1998. P. 1282–1361.

Jauss 1984 — Jauss H.R. «Le Neveu de Rameau». Dialogique et dialectique (ou: Diderot lecteur de Socrate et Hegel lecteur de Diderot). Revue de Métaphysique et de Morale. 1984, (89): 145–181.

Lebrun 2008 — Lebrun A. «Un théâtre dressé sur notre abîme». Le Magazine Littéraire Hors-série. 2008, (15, (novembre-décembre)): 42–43.

Négroni 2000 — Négroni B.de. Le rêve de d’Alembert: les variations du moi. Magazine littéraire. 2000, (391): 36–39.

Schaeffer 1999 — Schaeffer J.-M. Pourquoi la fiction? Paris: Seuil, 1999.

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Алташина, В. Д. (2022). Диалоги для слепых и зрячих, или Философия в будуаре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(4), 650–668. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.401

Выпуск

Раздел

Литературоведение