Новый герой в венгерской литературе и кино 1960-х гг.

Авторы

  • Оксана Аркадьевна Якименко Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Аннотация

Статья посвящена формированию нового героя в венгерском кино 1960-х гг. на фоне трансформаций, происходящих в  венгерском обществе в  период т.  н. «кадаровской консолидации», и в контексте перемен, затронувших литературу и кинематограф страны. Появление нового героя в кино тесно связано с аналогичным процессом в литературе — в силу традиционной литературоцентричности венгерского кинематографа. После краткой характеристики ситуации в  литературе и  кино этого периода вниманию читателя предлагаются три фильма — символа эпохи: «Кантата» Миклоша Янчо по рассказу Йожефа Лендела, «Пора мечтаний» Иштвана Сабо и «Добрый вечер, лето, добрый вечер, любовь» Шандора Сёни и Ласло Мартона по повести Эндре Фейеша. Герои всех трех фильмов в той или иной степени могут рассматриваться как характерные образы представителей молодого поколения послевоенной и, в еще большей степени, послереволюционной (речь идет о революции 1956 г.) Венгрии. Работы Янчо и Сёни — экранизации литературных произведений (в случае с фильмом Сёни источником послужила повесть, основанная на реальных событиях), картина же Сабо снята по оригинальному сценарию, но с использованием документальных материалов. Разнообразие визуальных решений, обращение к актуальным нарративным техникам своего времени позволяют в целом говорить об отходе венгерского кино 1960-х от «литературности» и стремлении рассказать о современности средствами в первую очередь киноискусства с использованием как новых приемов европейского кино, так и присущих венгерским визуальным искусствам (в частности, фотографии) принципов композиции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Аронсон 2018 — Аронсон О. Микеланджело Антониони: переизобретение кадра. Международный

журнал исследований культуры / International Journal of Cultural Research. 2018, 2 (31): 216–227.

Györffy 2001 — Györffy M. A tizedik évtized. Budapest: Palatinus — Magyar Nemzeti Filmarchívum,

(На венгер. яз.)

Lengyel 1964 — Lengyel J. Írók és a film. Filmkultúra. 1964, (23): 29–46. (На венгер. яз.)

Szilágyi 1985 — Szilágyi Á. A film elszakadása. Filmvilág. 1985, (8): 2–6. (На венгер. яз.)

Veres 2007 — Veres A. Az írók és a hatalom a hatvanas évek Magyarországán. In: A magyar irodalom törtenetei. III. kötet. 1920-tól napjainkig. Szerk. Szegedy-Maszák M., Veres A. Budapest: Gondolat Kiadó,

О. 520–535. (На венгер. яз.)

Zsugán 1994 — Zsugán I. Szubjektív magyar filmtörténet 1964–1994. Budapest: Osiris-Századvég, 1994. (На

венгер. яз.)

Загрузки

Опубликован

15.10.2022

Как цитировать

Якименко, О. А. (2022). Новый герой в венгерской литературе и кино 1960-х гг. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(3), 595–606. извлечено от https://languagejournal.spbu.ru/article/view/14895

Выпуск

Раздел

Литературоведение