Комната без Джейкоба: эстетика отсутствия в романах В.Вулф

Авторы

  • Арсений Николаевич Гаврицков Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.202

Аннотация

В статье исследуются нарративные эксперименты В.Вулф с созданием имперсонального текста — такие как введение неопределенного нарратора, удаление героев из сюжета, смещение фокуса с антропоморфных героев. Эстетика отсутствия рассматривается как ключевой элемент поэтики Вулф, который во многом определяет композиционную структуру и  повествовательную перспективу ее романов. Анализируются значение категории отсутствия в раннем романе Вулф «По морю прочь», последующее переосмысление и более глубокая разработка этого приема писательницей, нашедшая выражение в романах позднего периода — «Комната Джейкоба», «На маяк», «Волны». Задачи статьи — проанализировать примеры удаления главных героев из сюжета («истории», по Ж.Женетту) в романах Вулф, описать роль категории отсутствия в каждом из четырех названных произведений в терминах нарратологической теории Женетта и  исследовать корреляцию намеренной имперсонализации текстов с  философскими идеями писательницы. Создавая имперсональный текст, Вулф показывает, что отсутствие главного действующего лица не делает невозможным дальнейшее развертывание нарратива: в разных произведениях писательницы нарратив продолжает развиваться после удаления центрального героя, а  иногда  — именно благодаря этому удалению. На примерах из указанных романов в статье доказывается, что намеренное смещение фокуса повествования с центрального персонажа создавало для автора несовместимые с  традиционными способами ведения повествования сложности, преодоление которых требовало поиска новых способов организации нарратива. Проанализированные в ходе исследования примеры позволяют прийти к выводу, что эксперименты с созданием имперсонального текста нередко становились предпосылкой к разработке новаторских литературных приемов, ассоциирующихся с творчеством Вулф.

Ключевые слова:

В.Вулф, нарратология, фокализация, эстетика отсутствия, повествовательная перспектива

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гениева 2004 — Гениева Е. Ю. Предисловие. В кн.: Вулф В. Комната Джейкоба. СПб.: Азбука, 2004. C. 5–12.

Гёббельс 2015 — Гёббельс Х. Эстетика отсутствия. Тексты о музыке и театре. Федянина О. (пер. с нем.). М.: Театр и его дневник, 2015.

Женетт 1998 — Женетт Ж. Моменты безмолвия у Флобера. В кн.: Женетт Ж. Фигуры. В 2 т. Т. 1. Зенкина С. (пер. с фр.). М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 129–137.

Изотова 2019 — Изотова А. А. Вирджиния Вульф: поэзия в прозе. М.: МАКС Пресс, 2019.

Рейнгольд 2017 — Рейнгольд Н. И. Английская литература модернизма: История. Проблематика. Поэтика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2017.

Ушакова 2019 — Ушакова Е. В. Преодолевая границы: своеобразие проблематики и жанровой формы повести В. Вулф «Флаш». Научный диалог. 2019, (12): 187–197.

Фишер-Лихте 2015 — Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. Кандинская Н. (пер. с нем.). М.: Play & Play; Канон+, 2015.

Bishop 1992 — Bishop E. L. The Subject in “Jacob’s Room”. Modern Fiction Studies. 1992, 38 (1): 147–175.

Brown 2009 — Brown P. T. Relativity, Quantum Physics, and Consciousness in Virginia Woolf’s “To the Lighthouse”. Journal of Modern Literature. 2009, 32 (3): 39–62.

Flint 1991 — Flint K. Revising Jacob’s Room: Virginia Woolf, Women, and Language. The Review of English Studies. 1991, 167 (42): 361–379.

Harris 1997 — Harris S. C. The Ethics of Indecency: Censorship, Sexuality, and the Voice of the Academy in the Narration of Jacob’s Room. Twentieth Century Literature. 1997, 43 (4): 420–438.

Hillis Miller 2014 — Hillis Miller J. The Waves as Exploration of (An)aesthetic of Absence. University of Toronto Quarterly. 2014, 83 (3): 659–677.

Lee 1997 — Lee H. Virginia Woolf. London: Vintage, 1997.

McArthur 2004 — McArthur E. Following Swann’s Way: To the Lighthouse. Comparative Literature. 2004, 56 (4): 331–346.

Neverow 2004 — Neverow V. The Return of the Great Goddess: Immortal Virginity, Sexual Autonomy and Lesbian Possibility in “Jacob’s Room”. Woolf Studies Annual. 2004, (10): 203–231.

Rubenstein 2008 — Rubenstein R. “I meant Nothing by the Lighthouse”: Virginia Woolf’s Poetics of Negation. Journal of Modern Literature. 2008, 31 (4): 36–53.

Saunders 1993 — Saunders R. Language, Subject, Self: Reading the Style of “To the Lighthouse”. A Forum on Fiction. 1993, 26 (2): 192–213.

Zwerdling 1981 — Zwerdling A. Jacob’s Room: Woolf’s Satiric Elegy. English Literary History. 1981, 48 (4): 894–913.

References

Гениева 2004 — Genieva E.Iu. Foreword. In: Woolf V. Komnata Dzheikoba. St Petersburg: Azbuka Publ., 2004. P. 5–12. (In Russian)

Гёббельс 2015 — Goebbels H. Ästhetik der Abwesenheit. Texte zum Theater. Fedianina О. (transl. from German). Moscow: Teatr i ego dnevnik Publ., 2015. (In Russian)

Женетт 1998 — Genette G. Silence of Flaubert. In: Genette G. Figury. In 2 vols. Vol. 1. Zenkin S. (transl. from French). Moscow: Izdatel’stvo im. Sabashnikovykh Publ., 1998. P. 129–137. (In Russian)

Изотова 2019 — Izotova A.A. Virginia Woolf: Prose Poetry. Moscow: MAKS Press Publ., 2019. (In Russian)

Рейнгольд 2017 — Reingol’d N.I. English Modernist Literature: History. Problematics. Poetics. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2017. (In Russian)

Ушакова 2019 — Ushakova E.V. Overcoming the boundaries: the originality of the problems and the genre form of the story “Flush” by V.Wulff. Nauchnyi dialog. 2019, (12): 187–197. (In Russian)

Фишер-Лихте 2015 — Fischer-Lichte E. Ästhetik des Performativen. Kandinskaia N. (transl. from German). Moscow: Play & Play; Kanon+ Publ., 2015. (In Russian)

Bishop 1992 — Bishop E.L. The Subject in “Jacob’s Room”. Modern Fiction Studies. 1992, 38 (1): 147–175.

Brown 2009 — Brown P.T. Relativity, Quantum Physics, and Consciousness in Virginia Woolf ’s “To the Lighthouse”. Journal of Modern Literature. 2009, 32 (3): 39–62.

Flint 1991 — Flint K. Revising Jacob’s Room: Virginia Woolf, Women, and Language. The Review of English Studies. 1991, 167 (42): 361–379.

Harris 1997 — Harris S.C. The Ethics of Indecency: Censorship, Sexuality, and the Voice of the Academy in the Narration of Jacob’s Room. Twentieth Century Literature. 1997, 43 (4): 420–438.

Hillis Miller 2014 — Hillis Miller J. The Waves as Exploration of (An)aesthetic of Absence. University of Toronto Quarterly. 2014, 83 (3): 659–677.

Lee 1997 — Lee H. Virginia Woolf. London: Vintage, 1997.

McArthur 2004 — McArthur E. Following Swann’s Way: To the Lighthouse. Comparative Literature. 2004, 56 (4): 331–346.

Neverow 2004 — Neverow V. The Return of the Great Goddess: Immortal Virginity, Sexual Autonomy and Lesbian Possibility in “Jacob’s Room”. Woolf Studies Annual. 2004, (10): 203–231.

Rubenstein 2008 — Rubenstein R. “I meant Nothing by the Lighthouse”: Virginia Woolf ’s Poetics of Negation. Journal of Modern Literature. 2008, 31 (4): 36–53.

Saunders 1993 — Saunders R. Language, Subject, Self: Reading the Style of “To the Lighthouse”. A Forum on Fiction. 1993, 26 (2): 192–213.

Zwerdling 1981 — Zwerdling A. Jacob’s Room: Woolf ’s Satiric Elegy. English Literary History. 1981, 48 (4): 894–913.

Загрузки

Опубликован

19.07.2022

Как цитировать

Гаврицков, А. Н. (2022). Комната без Джейкоба: эстетика отсутствия в романах В.Вулф. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 19(2), 238–252. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.202

Выпуск

Раздел

Литературоведение