Эмоциогенность риторической организации учебного текста: проблемное изложение (лингвистический аспект)

Авторы

  • Лариса Александровна Пиотровская Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0003-0195-5194
  • Павел Николаевич Трущелев Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0003-0810-2434

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.410

Аннотация

В статье предлагается лингвистический подход к изучению эмоциогенности учебных текстов с применением методов коммуникативного и функционального анализа. Цель настоящей работы — на основе лингвистического анализа выявить языковые средства, способствующие возникновению и поддержанию читательского интереса к содержанию учебных текстов с проблемным изложением, т. е. построенных по принципу «постановка проблемы — решение проблемы». В качестве материала используются тексты из отечественных учебников для средней школы. Проблемное изложение является разновидностью риторической организации «проблема и решение», состоящей из двух частей. В первой части («постановка проблемы») описывается проблемная ситуация, связанная с недостаточными знаниями учащихся; во второй части («решение») представляется способ ее решения. Поскольку проблемная ситуация является компонентом учебной коммуникации, проблемное изложение предполагает контекстуализацию содержания текста. Для этого часто используются объяснительные вопросы, позволяющие представить проблемную ситуацию, и средства авторизации, направленные на отражение мыслительной деятельности адресата. С помощью этих средств авторы создают проблемно-поисковое изложение, при котором совместное рассуждение коммуникантов является одним из методов решения проблемной ситуации. Эмоциогенность учебных текстов с проблемным изложением в первую очередь зависит от степени контекстуализации. Контекстуализация позволяет сделать содержание текста личностно значимым для читателя, а следовательно, вызвать у адресата желание узнать
что-то новое об объекте интереса и вовлечь его в познавательный процесс. Одновременно эмоциогенный потенциал проблемного изложения зависит от содержательных характеристик учебного текста (ограничивающие условия, универсально интересные темы), а также от фактора адресата, в частности его ожиданий относительно формы и содержания учебного текста.

Ключевые слова:

учебный текст, проблемное изложение, интерес, риторическая организация, эмоциогенность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Апресян 2015 — Апресян В. Ю. Уступительность: механизмы образования и взаимодействия сложных значений в русском языке. М.: Языки славянской культуры, 2015. 288 с.

Бондарко 1987 — Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Бондарко А. В. (отв. ред.). Л.: Наука, 1987. 348 с.

Выготский 1996 — Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 352 с.

Гельфман, Холодная 2019 — Гельфман Э. Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника (2-е изд., испр. и доп.). М.: Юрайт, 2019. 328 с.

Залевская 2001 — Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 178 с.

Золотова и др. 2004 — Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 2004. 544 с.

Изард 2006 — Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

Леонтьев 1974 — Основы теории речевой деятельности. А. А. Леонтьев (отв. ред.). М.: Наука, 1974. 368 с.

Милевская 1985 — Милевская Т. Е. Средства выражения речевого контакта в русском языке (вопросно-ответный комплекс в научно-популярных произведениях). Дис. … канд. филол. наук. Л., 1985. 201 с.

Омарова 2000 — Омарова Л. Р. Языковые средства речевого контакта в академической лекции (на материале выступлений ученых конца XIX века — начала XX века). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2000. 24 с.

Пешкова 2010 — Пешкова Н. П. Понимание текста: проблемы содержания и смысла. В кн.: Текст и его понимание. Пешкова Н. П., Авакян А. А., Кирсанова И. В., Рыбка И. Н. (ред.). Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2010. С. 17–51.

Серова, Вдовичина 2018 — Серова Т. С., Вдовичина А. А. Типы и функции вопросов в диалогизированном доказательном монологическом высказывании при обучении иноязычному диалогическому речевому общению. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018, (2): 85–99.

Ушакова 2003 — Ушакова С. А. Интенциональное состояние интереса и его выражение в английском языке. В кн.: Международная филологическая конференция. Материалы XXIII международной филологической конференции. Вып. 3: Лексикология и фразеология (романо-германский цикл). СПб., 2003. С. 51–53.

Хутыз 2019 — Хутыз И. П. Сторителлинг в лекционном дискурсе. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019, 10 (2): 64–73.

Юматов и др. 2017 — Юматов Е. А., Глазачев О. С., Быкова Е. В., Дудник Е. Н., Потапова О. В., Перцов С. С. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов. М.: ИТРК, 2017. 200 с.

Fetzer 2018 — Fetzer A. Context. In: The Oxford handbook of pragmatics. Huang Y. (ed.) Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 259–276.

Hidi, Baird 1988 — Hidi S., Baird W. Strategies for Increasing Text-Based Interest and Students’ Recall of Expository Texts. Reading Research Quarterly. 1988, 23 (4): 465–483.

Hoey 2001 — Hoey M. Textual interaction. London; New York: Routledge, 2001. 204 p.

Iran-Nejad 1987 — Iran-Nejad A. Cognitive and affective causes of interest and liking. Journal of educational psychology. 1987, 79 (2): 120–130.

Mann et al. 1992 — Mann W. C., Matthiessen Ch. M. I. M., Thompson S. A. Rhetorical structure theory and text analysis. In: Discourse description. Mann W. C., Thompson S. A. (eds). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publ., 1992. P. 39–78.

Meyer, Freedle 1984 — Meyer B. J. F., Freedle R. O. Effects of Discourse Type on Recall. American educational research journal spring. 1984, 21 (1): 121–143.

Meyer, Ray 2017 — Meyer B. J. F., Ray M. N. Structure strategy interventions: Increasing reading comprehension of expository text. International electronic journal of elementary education. 2017, 4 (1): 127–152.

Miceli, Castelfranchi 2015 — Miceli M., Castelfranchi C. Expectancy and emotion. Oxford: Oxford University Press, 2015. 270 p.

Renninger et al. 2019 — Renninger K. A., Bachrach J. E., Hidi S. Triggering and maintaining interest in early phases of interest development. Learning, culture and social interaction. 2019, (23). https://doi. org/10.1016/j.lcsi.2018.11.007 (accessed: 17.10.2020).

Schiefele 2009 — Schiefele U. Situational and individual interest. In: Handbook of motivation at school. Wentzel K. R., Wigfield A. (eds). New York: Routledge, 2009. P. 197–222.

Schiefele, Löweke 2017 — Schiefele U, Löweke S. The nature, development, and effects of elementary students’ reading motivation profiles. Reading research quarterly. 2017, 53 (4): 405–421.

Shin et al. 2016 — Shin J., Chang Y., Kim Y. Effects of expository-text structures on text-based interest, comprehension, and memory. The SNU journal of education research. 2016, 25 (2): 39–57.

Silvia 2006 — Silvia P. J. Exploring the psychology of interest. New York: Oxford University Press, 2006. 264 p.

Sperber, Wilson 1996 — Sperber D., Wilson D. Relevance: Communication and cognition (2nd ed.). Oxford; Cambridge: Blackwell, 1996. 326 p.

van Dijk, Kintsch 1983 — van Dijk T. A., Kintsch W. Strategies of discourse comprehension. New York; London: Academic Press, 1983. 418 p.

References

Апресян 2015 — Apresian V. Iu. Concessivity: mechanisms of the formation and interaction of compound meanings in language. Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ., 2015. 288 p. (In Russian)

Бондарко 1987 — The theory of functional grammar. Introduction. Aspectuality. Temporary localization. Taxis. Bondarko A. V. (ed.). Leningrad: Nauka Publ., 1987. 348 p. (In Russian)

Выготский 1996 — Vygotskii L. S. Thinking and speech. Moscow: Labirint Publ., 1996. 352 p. (In Russian)

Гельфман, Холодная 2019 — Gel’fman E. G., Kholodnaia M. A. Psycho-didactics of school textbooks (2nd ed.). Moscow: Iurait Publ., 2019. 328 p. (In Russian)

Залевская 2001 — Zalevskaia A. A. Text and its comprehension. Tver‘: Tverskoi gosudarstvennyi universitet Publ., 2001. 178 p. (In Russian)

Золотова и др. 2004 — Zolotova G. A., Onipenko N. K., Sidorova M. Iu. Communicative grammar of the Russian language. Moscow: Institut russkogo iazyka im. V. V. Vinogradova RAN Publ., 2004. 544 p. (In Russian)

Изард 2006 — Izard C. E. Human Emotions. St. Petersburg: Piter Publ., 2006. 464 p. (In Russian)

Леонтьев 1974 — The foundations of the theory of speech performance. Leontev A. A. (ed.). Мoscow: Nauka Publ., 1974. 368 p. (In Russian)

Милевская 1985 — Milevskaya T. E. The ways of expressing speech contact in Russian language (question-answer complex in popular science texts). Thesis for PhD in Philological Sciences. Leningrad, 1985. 201 p. (In Russian)

Омарова 2000 — Omarova L. R. Language resources of speech contact in the academic lecture (based on the speeches of scientists of the late 19th century — early 20th century). Abstract of the thesis for PhD in Philological Sciences. Makhachkala, 2000. 24 p. (In Russian)

Пешкова 2010 — Peshkova N. P. Text comprehension: The problems of content and meaning. In: Tekst i ego ponimanie. Peshkova N. P., Avakian A. A., Kirsanova I. V., Rybka I. N. (eds). Ufa: Bashkirskii gosudarst- vennyi universitet Publ., 2010. P. 17–51. (In Russian)

Серова, Вдовичина 2018 — Serova T. S., Vdovichina A. A. Contents and structure of an interlocutory evidence-based monologue utterance as subjects to modeling when training in foreign-language debatable verbal communication. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy iazykoznaniia i pedagogiki. 2018, (2): 85–99.

Ушакова 2003 — Ushakova S. A. The Intentional state of interest and its expression in English. In: Mezhdunarodnaia filologicheskaia konferentsiia. Materialy XXIII mezhdunarodnoi filologicheskoi konferentsii. Vol. 3: Leksikologiia i frazeologiia (romano-germanskii tsikl). St. Petersburg, 2003. P. 51–53. (In Russian)

Хутыз 2019 — Khoutyz I. P. Storytelling in lecture discourse. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2019, 10 (2): 64–73. (In Russian)

Юматов и др. 2017 — Yumatov E. A., Glazachev O. S., Bikova E. V., Dudnik E. N., Potapova O. V., Pertsov S. S. Psychophysiology of emotions and emotional stress of the students. Moscow: ITRK Publ., 2017. 200 p. (In Russian)

Fetzer 2018 — Fetzer A. Context. In: The Oxford handbook of pragmatics. Huang Y. (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 259–276.

Hidi, Baird 1988 — Hidi S., Baird W. Strategies for increasing text-based interest and students’ recall of expository texts. Reading research quarterly. 1988, 23 (4): 465–483.

Hoey 2001 — Hoey M. Textual interaction. London; New York: Routledge, 2001. 204 p.

Iran-Nejad 1987 — Iran-Nejad A. Cognitive and affective causes of interest and liking. Journal of educational psychology. 1987, 79 (2): 120–130.

Mann et al. 1992 — Mann W. C., Matthiessen Ch. M. I. M., Thompson S. A. Rhetorical structure theory and text analysis. In: Discourse description. Mann W. C., Thompson S. A. (eds). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 1992. P. 39–78.

Meyer, Freedle 1984 — Meyer B. J. F., Freedle R. O. Effects of discourse type on recall. American educational research journal spring. 1984, 21 (1): 121–143.

Meyer, Ray 2017 — Meyer B. J. F., Ray M. N. Structure strategy interventions: increasing reading comprehension of expository text. International electronic journal of elementary education. 2017, 4 (1): 127–152.

Miceli, Castelfranchi 2015 — Miceli M., Castelfranchi C. Expectancy and emotion. Oxford: Oxford University Press, 2015. 270 p.

Renninger et al. 2019 — Renninger K. A., Bachrach J. E., Hidi S. Triggering and maintaining interest in early phases of interest development. Learning, culture and social interaction. 2019, (23). https://doi. org/10.1016/j.lcsi.2018.11.007.

Schiefele 2009 — Schiefele U. Situational and Individual Interest. In: Handbook of motivation at school. Wentzel K. R., Wigfield A. (eds). New York: Routledge, 2009. P. 197–222.

Schiefele, Löweke 2017 — Schiefele U, Löweke S. The nature, development, and effects of elementary stu- dents’ reading motivation profiles. Reading research quarterly. 2017, 53 (4): 405–421.

Shin et al. 2016 — Shin J., Chang Y., Kim Y. Effects of expository-text structures on text-based interest, comprehension, and memory. The SNU journal of education research. 2016, 25 (2): 39–57.

Silvia 2006 — Silvia P. J. Exploring the psychology of interest. New York: Oxford University Press, 2006. 264 p.

Sperber, Wilson 1996 — Sperber D., Wilson D. Relevance: communication and cognition (2nd ed.). Oxford; Cambridge: Blackwell, 1996. 326 p.

van Dijk, Kintsch 1983 — van Dijk T. A., Kintsch W. Strategies of discourse comprehension. New York; London: Academic Press, 1983. 418 p.

Загрузки

Опубликован

16.02.2022

Как цитировать

Пиотровская, Л. А., & Трущелев, П. Н. (2022). Эмоциогенность риторической организации учебного текста: проблемное изложение (лингвистический аспект). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 18(4), 792–809. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.410

Выпуск

Раздел

Языкознание