Нагорная проповедь: история и современность

Авторы

  • Анатолий Алексеевич Алексеев Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Нагорная проповедь (далее — НП), несомненно, является самым ярким отдельным пассажем в составе всего Нового Завета и нередко по своему содержанию воспринимается как его
центральная часть. Первое целостное ее толкование было сделано Августином, однако литургическая практика первого тысячелетия христианства выделила из НП лишь Господню молитву (Мф 6:7–13), чтобы поместить ее в канун Великого поста для катихизации перед массовым крещением [1, s. 198; 2, с. 206], тогда как другие ее части читались в качестве рядовых чтений (lectio continua) без литургической соотнесенности с какими-либо памятными событиями. Значимость НП стала особо остро восприниматься в эпоху Реформации, когда христианские радикалы — пиетисты, методисты и другие — сделали ее своей опорой для критики римско-католического клерикализма [3, p. 31–41]. Естественно, что глубокий интерес НП вызывала и вызывает с конца XVII в. в эпоху «профессорского богословия», посвятившего ей множество серьезных исследований. Библейское богословие делало в России XIX в. свои первые шаги, в центре внимания тогда стояли вопросы апологетики и патрологии, но крайне редко экзегетики, в XX в. отечественной науке было уже вовсе не до того, так что изданное в 2014 г. толкование Ульриха Луца оказывается первой монографией на русском языке, посвященной целиком Нагорной проповеди [4]. Уже поэтому оно достойно внимания русского читателя, тогда как содержание монографии делает ее ценным достоянием современной науки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Библиография:

Аверинцев С. С. Собрание сочинений / Н. П. Аверинцева, К. Б. Сигов (ред.). Т. 1: Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы Давидовы. Киев: Дух и литера, 2004. 488 с.

Алексеев А. А. Притча о соли (Мф. 5:13) и некоторые другие // Традиция и литературный процесс. Сб. ст. К 60-летию со дня рождения Е. К. Ромодановской / А. Б. Соктоев (ред.). Новосибирск: СО РАН ОИГГМ, 1999. С. 9–12.

Алексеев А. А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб.: Нестор-История, 2008. 264 с.

Библия в церкви. Толкование Нового Завета на Востоке и Западе. М.: ББИ, 2010.

Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Б. Н. Бессонов (перев.) / Б. Н. Бессонов (ред.). М.: Прогресс, 1988. 699 с.

Евангелие от Матфея в славянской традиции. СПб.: Российское библейское общество, 2005. 180 с.

Единство церкви в Новом Завете / У. Луц (ред.). М.: ББИ, 2014. XVI; 215 с.

Луц У. Нагорная проповедь (Мф. 5–7). М.: ББИ, 2014. 475 с.

Луц У., Михаэльс А. Иисус или Будда. Жизнь и учение в сравнении. М.: ББИ, 2005. 224 с.

Чериковер В. Эллинистическая цивилизация и евреи. СПб.: Гуманитарная Академия, 2010. 639 с.

Barnett P. W. The Jewish Sign Prophets – A.D. 40–70. Their Intentions and Origin // New Testament Studies. 1981. Vol. 27. P. 679–697.

Beissel S. Entstehung der Perikopen des Römischen Messbuches. Freiburg im Bresgau: Herder, 1907. VI; 220 p.

Betz H. D. The Sermon on the Mount. A Commentary. Minneapolis: Fortress Press, 1995.

Bietenhard H. Lord // The New International Dictionary of New Testament Theology / C. Brown (ed.). Vol. 2. Grand Rapids, Michigan, 1967. P. 510–519.

Dodd C. H. The Parables of the Kingdom. New York, 1935.

Gray R. Prophetic Figures in Late Second Temple Jewish Palestine. The Evidence from Josephus. Oxford: Oxford Univ. Press, 1993. P. 112–144. — (The Sign Prophets)

Jeremias J. The Sermon on the Mount. London, 1961.

Kaiser W. C. J. Accurate and Authoritative Citations of the Old Testament by the New Testament // Three Views on the New Testament Use of the Old Testament. Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 2008. P. 45–89

Kissinger W. S. The Sermon on the Mount: A History of Interpretation and Bibliography. Metuchen, New Jersey, 1975.

Ladd G. E. A Theology of the New Testament. Grand Rapids, 1974. ? p.

Luz U. Das Evangelium nach Matthäus: In Bd. 4 vols. Zürich; Düsseldorf; Neukirchener-Vlyun, 1985–2002.

Luz U. Theologische Hermeneutik des Neuen Testaments. Neukirchen-Vlyun, 2014. P. S. 397–409. — (Wirkungsgeschichtliche Hermeneutik)

Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine Vol. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100-600). Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1971. 442 p.

Bibliography:

Evangelie ot Matfeya v slavyanskoy traditsii [The Gospel of Matthew in the Slavonic tradition]. St. Petersburg, Rossiyskoe bibleyskoe obschestvo Publ., 2005. 180 p. (in Russian)

Bibliya v tserkvi. Tolkovanie Novogo Zaveta na Vostoke i Zapade [The Bible in the church. Interpretation of the New Testament in the East and West]. Moscow, BBI Publ., 2010. (in Russian)

Luz, U. (ed.) Edinstvo tserkvi v Novom Zavete [Oneness of Church in the New Testament]. Moscow, BBI Publ., 2014. XVI; 215 p. (in Russian)

Alekseev, A. A. Pritcha o soli (Mf. 5:13) i nekotorye drugie [Fable about Salt (Matthew 5:13) and others]. In: Soktoev, A. B. (ed.). Traditsiya i literaturny protsess [Tradition and literary process]. Novosibirsk, SO RAN OIGGM Publ., 1999, pp. 9-12. (in Russian)

Alekseev, A. A. Bibliya v bogosluzhenii. Vizantiisko-slavyanskiy lektsionariy [The Bible in liturgy. Byzantine and Slavonic

lectionary]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2008. 264 p. (in Russian)

Averintsev, S. S. Sobranie sochineniy [Collection of works]. Vol. 1: Perevody: Evangeliya. Kniga Iova. Psalmy Davidovy [Translated works: Gospels. The Book of Job. Zabur]. Kiev, Duh i litera Publ., 2004. 488 p. (in Russian)

Barnett, P. W. The Jewish Sign Prophets – A.D. 40–70. Their Intentions and Origin. In: New Testament Studies, 1981, vol. 27, pp. 679–697.

Beissel, S. Entstehung der Perikopen des Römischen Messbuches. Freiburg im Bresgau, Herder Publ., 1907. VI; 220 p.

Betz, H. D. The Sermon on the Mount. A Commentary. Minneapolis, Fortress Press Publ., 1995.

Bietenhard, H. Brown, C. (ed.). The New International Dictionary of New Testament Theology. Vol. 2. Grand Rapids, Michigan, 1967, P. 510–519 p.

Cherikover, V. Ellinisticheskaya tsivilizatsiya i evrei [The Hellenistic civilization and the Jewish people]. St. Petersburg, Gumanitarnaya Akademiya Publ., 2010. 639 p. (in Russian)

Dodd, C. H. The Parables of the Kingdom. New York, 1935.

Bessonov, B. N. (ed.) Gadamer, H. G. Istina i metod. Osnovy filosofskoy germenevtiki [Truth and method]. Moscow, Progress Publ., 1988. 699 p. (in Russian)

Gray, R. Prophetic Figures in Late Second Temple Jewish Palestine. The Evidence from Josephus. Oxford, Oxford Univ. Press Publ., 1993. pp. 112–144. — (The Sign Prophets)

Jeremias, J. The Sermon on the Mount. London, 1961.

Kaiser, W. C. J. Accurate and Authoritative Citations of the Old Testament by the New Testament. In. Three Views on the New Testament Use of the Old Testament. Grand Rapids, Michigan, Zondervan Publ., 2008, pp. 45–89.

Kissinger, W. S. The Sermon on the Mount: A History of Interpretation and Bibliography. Metuchen, New Jersey, 1975. (in English)

Ladd, G. E. A Theology of the New Testament. Grand Rapids, 1974. (in English)

Luz, U. Das Evangelium nach Matthäus: In Bd. 4 vols. Zürich; Düsseldorf; Neukirchener-Vlyun, 1985–2002.

Luz, U. Nagornaya propoved (Mf. 5-7) [The Sermon on the Mount (Matthew 5-7)]. Moscow, BBI Publ., 2014. 475 p. (in Russian)

Luz, U. Theologische Hermeneutik des Neuen Testaments. Neukirchen-Vlyun, 2014. S. 397–409. — (Wirkungsgeschichtliche Hermeneutik)

Luz, U., Michaels, A. Iisus ili Budda. Zhizn i uchenie v sravnenii [Jesus or Buddha. Life and teachings in comparison]. Moscow, BBI Publ., 2005. 224 p. (in Russian)

Pelikan, J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. 1: The Emergence of the Catholic Tradition (100-600). Chicago, Univ. of Chicago Press, 1971. 442 p.

Загрузки

Опубликован

06.05.2019

Как цитировать

Алексеев, А. А. (2019). Нагорная проповедь: история и современность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 12(4), 150–158. извлечено от https://languagejournal.spbu.ru/article/view/5047

Выпуск

Раздел

Рецензии