Кросс-жанровая ситуация в драме Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца Солдаты

Авторы

  • Вера Витальевна Коваленко Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2133-2472

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.408

Аннотация

В статье рассматривается жанровая организация драмы Я.М.Р.Ленца «Солдаты» (1776). Выдвигается тезис о том, что жанровые эксперименты Ленца шли дальше смешения трагического и комического и подразумевали использование в драме приемов, свойственных недраматическим жанрам. Вводится понятие кросс-жанровой ситуации, применимое к генезису и к структуре драмы «Солдаты». Прослеживается взаимовлияние двух различных по жанру произведений, созданных на одном автобиографическом материале (прозаический текст «Дневник», записанный в 1774 г., и драма «Солдаты»). На примере анализа отдельных сцен показано, каким образом в структуру драмы интегрированы формальные и  содержательные элементы различных жанров, как драматических (комедия, фарс, трагедия, бюргерская драма), так и повествовательных (автобиографическая проза, сентиментальный роман в письмах, притча). Дается оценка жанровым экспериментам Ленца в  контексте эпохи: тенденция к смешению жанров наблюдалась в  драме (напр., использование жанра исторической хроники в гётевской драме «Гёц фон Берлихинген» или написанная под влиянием английского сентиментального романа бюргерская трагедия Лессинга «Мисс Сара Сампсон») и в прозе второй половины XVIII в. (тенденция к диалогизации прозы). В статье дается новая трактовка признанного многими исследователями «фрагментарного» построения ленцевской драмы: «фрагментарность» позволяет драматургу не только имитировать «естественное» восприятие человеком окружающей реальности, обусловленное переживанием конкретной ситуации «здесь и  сейчас», или управлять зрительским вниманием, но и органично включать в текст различные по своей жанровой специфике сцены. Анализ кросс-жанровой ситуации в драме «Солдаты» позволяет высветить свойства каждого из представленных в ней жанров в отдельности и особую поэтику ленцевской драмы в целом.

Ключевые слова:

драма, кросс-жанр, Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц, Буря и натиск

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бурикова 2008 — Бурикова С. А. «Новая эстетика» в драматургии Я. М. Р. Ленца. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Московский педагогический государственный университет. М., 2008. 17 с.

Жирмунская 2001 — Жирмунская Н. А. «Гёц фон Берлихинген» Гёте (К вопросу о типологии драмы). В кн.: Жирмунская Н. А. От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературах. СПб.: Филол ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. C. 353–360.

Красильникова 2014 — Красильникова М. В. Жанровое своеобразие романа Ф. М. Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» в контексте немецкой эпической традиции рубежа XVIII–XIX вв. Дис. … канд. филол. наук. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2014. 211 с.

Михайлов 1994 — Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. В кн.: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Гринцер П. А. (ред.). М.: Наследие, 1994. С. 326–391.

Чирков 1988 — Чирков А. С. Эпическая драма. Проблемы теории и поэтики. Киев: Вища школа, 1988. 160 с.

Anderegg 2010 — Anderegg J. „Grenzsteine der Kunst“, Goethes Gattungspoetik und die Arbeit am „Faust“. Monatshefte für deutschsprachige Literatur und Kultur. 2010, 102 (4): 441–457.

Andronikashvili 2009 — Andronikashvili Z. Die Erzeugung des dramatischen Textes. Ein Beitrag zur Theorie des Sujets. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2009. 340 S.

Demuth 1994 — Demuth V. Das bürgerliche Geschichtsdrama — Die Soldaten. In: Demuth V. Realität als Geschichte. Biographie, Historie und Dichtung bei J. M. R. Lenz. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1994. S. 253–273.

Detken 2009 — Detken A. Im Nebenraum des Textes: Regiebemerkungen in Dramen des 18. Jahrhunderts. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2009. 434 S.

Eibl 1974 — Eibl K. „Realismus“ als Widerlegung von Literatur. Dargestellt am Beispiel von Lenz’ Hofmeister. Poetica. 1974, 6: 456–467.

Girard 1968 — Girard R. Lenz, 1751–1792. Genèse d’une dramaturgie du tragi-comique. Paris: Klincksieck, 1968. 446 p.

Guthke 1961 — Guthke K. S. Geschichte und Poetik der deutschen Tragikomödie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1961. 450 S.

Imamura 1996 — Imamura T. Jakob Michael Reinhold Lenz. Seine dramatische Technik und ihre Entwicklung. St. Ingbert: Röhrig Universitätsverlag, 1996. 478 S.

Inbar 1982 — Inbar E. M. Shakespeare in Deutschland. Der Fall Lenz. Tübingen: Niemeyer, 1982. 284 S.

Lützeler 1987 — Lützeler P. M. Jakob Michael Reinhold Lenz: Die Soldaten. In: Dramen des Sturm und Drang. Interpretationen. Nägele R. (ed.). Stuttgart: Reclam, 1987. S. 129–159.

Luserke 2001 — Luserke M. Lenz-Studien: Literaturgeschichte, Werke, Themen. St. Ingbert: Röhrig, 2001. 292 S.

McInnes 1992 — McInnes E. Lenz: Der Hofmeister. London: Grant & Cutler, 1992. 87 S.

Schäfer 2016 — Schäfer J. „…da aber die Welt keine Brücken hat…“ Dramaturgien des Fragmentarischen bei Jakob Michael Reinhold Lenz. Paderborn: Wilhelm Fink, 2016. 302 S.

Schlieske 2000 — Schlieske J. Lenz und die Mimesis: Eine Untersuchung der Nachahmungsproblematik bei Jakob Michael Reinhold Lenz (1751–1792). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2000. 412 S.

Voß 2016 — Voß T. Körper, Uniformen und Offiziere. Soldatische Männlichkeiten in der Literatur von Grimmelshausen und J. M. R. Lenz bis Ernst Jünger und Hermann Broch. Bielefeld: Transcript, 2016. 426 S.

Zipfel 2017 — Zipfel F. Tragikomödien: Kombinationsformen von Tragik und Komik im europäischen Drama des 19. und 20. Jahrhunderts. Stuttgart: J. B. Metzler, 2017. 293 S.


References

Бурикова 2008 — Burikova S. A. New aesthetics in the dramas by J. M. R. Lenz. Abstract of the Thesis for Candidate of Philology. Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2008. 17 p. (In Russian)

Жирмунская 2001 — Zhirmunskaia N. A. “Götz von Berlichingen” by Goethe (On typology of the drama). In: Zhirmunskaia N. A. Ot barokko k romantizmu. Сtat’i o frantsuzskoi i nemetskoi literaturakh. Saint Petersburg: Faculty of Philology of Saint Petersburg State University Publ., 2001. P. 353–360. (In Russian)

Красильникова 2014 — Krasil’nikova M. V. Genre innovations in the novel “Fausts Leben, Taten und Höllenfahrt” by F. M. Klinger in the context of German epic tradition in the late 18th through the early 19th century. Thesis for Candidate of Philology. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Nizhny Novgorod, 2014. 211 p. (In Russian)

Михайлов 1994 — Mikhailov A. V. The poetics of Baroque: the end of the rhetorical epoch. In: Istoricheskaia poetika. Literaturnye epokhi i tipy khudozhestvennogo soznaniia. Grintser P. A. (ed.). Moscow: Nasledie Publ., 1994. P. 326–391. (In Russian)

Чирков 1988 — Chirkov A. S. Epic drama. Problems of theory and poetics. Kiev: Vishcha shkola Publ., 1988. 160 p. (In Russian)

Anderegg 2010 — Anderegg J. „Grenzsteine der Kunst“, Goethes Gattungspoetik und die Arbeit am „Faust“. Monatshefte für deutschsprachige Literatur und Kultur. 2010, 102 (4): 441–457.

Andronikashvili 2009 — Andronikashvili Z. Die Erzeugung des dramatischen Textes. Ein Beitrag zur Theorie des Sujets. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2009. 340 S.

Demuth 1994 — Demuth V. Das bürgerliche Geschichtsdrama — Die Soldaten. In: Demuth V. Realität als Geschichte. Biographie, Historie und Dichtung bei J. M. R. Lenz. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1994. S. 253–273.

Detken 2009 — Detken A. Im Nebenraum des Textes: Regiebemerkungen in Dramen des 18. Jahrhunderts. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2009. 434 S.

Eibl 1974 — Eibl K. „Realismus“ als Widerlegung von Literatur. Dargestellt am Beispiel von Lenz’ Hofmeister. Poetica. 1974, 6: 456–467.

Girard 1968 — Girard R. Lenz, 1751–1792. Genèse d’une dramaturgie du tragi-comique. Paris: Klincksieck, 1968. 446 p.

Guthke 1961 — Guthke K. S. Geschichte und Poetik der deutschen Tragikomödie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1961. 450 S.

Imamura 1996 — Imamura T. Jakob Michael Reinhold Lenz. Seine dramatische Technik und ihre Entwicklung. St. Ingbert: Röhrig Universitätsverlag, 1996. 478 S.

Inbar 1982 — Inbar E. M. Shakespeare in Deutschland. Der Fall Lenz. Tübingen: Niemeyer, 1982. 284 S.

Lützeler 1987 — Lützeler P. M. Jakob Michael Reinhold Lenz: Die Soldaten. In: Dramen des Sturm und Drang. Interpretationen. Nägele R. (ed.). Stuttgart: Reclam, 1987. S. 129–159.

Luserke 2001 — Luserke M. Lenz-Studien: Literaturgeschichte, Werke, Themen. St. Ingbert: Röhrig, 2001. 292 S.

McInnes 1992 — McInnes E. Lenz: Der Hofmeister. London: Grant & Cutler, 1992. 87 S.

Schäfer 2016 — Schäfer J. „…da aber die Welt keine Brücken hat…“ Dramaturgien des Fragmentarischen bei Jakob Michael Reinhold Lenz. Paderborn: Wilhelm Fink, 2016. 302 S.

Schlieske 2000 — Schlieske J. Lenz und die Mimesis: Eine Untersuchung der Nachahmungsproblematik bei Jakob Michael Reinhold Lenz (1751–1792). Frankfurt am Main: Peter Lang, 2000. 412 S.

Voß 2016 — Voß T. Körper, Uniformen und Offiziere. Soldatische Männlichkeiten in der Literatur von Grimmelshausen und J. M. R. Lenz bis Ernst Jünger und Hermann Broch. Bielefeld: Transcript, 2016. 426 S.

Zipfel 2017 — Zipfel F. Tragikomödien: Kombinationsformen von Tragik und Komik im europäischen Drama des 19. und 20. Jahrhunderts. Stuttgart: J. B. Metzler, 2017. 293 S.

Загрузки

Опубликован

31.01.2020

Как цитировать

Коваленко, В. В. (2020). Кросс-жанровая ситуация в драме Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца Солдаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 16(4), 673–688. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.408

Выпуск

Раздел

Литературоведение