Жанровый синтез в романе Германа Броха «Наваждение»

Авторы

  • Олеся Васильевна Бессмельцева Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.108

Аннотация

На примере произведения «Наваждение» представлено развитие романной поэтики Германа Броха в 1930-е гг. Брох разрабатывает стратегию многоуровневого синтеза: как на содержательном, так и на жанровом уровне. Жанровый синтез — это способ преодолеть кризис романного жанра, причины которого Брох видит в утрате таланта рассказывать истории («немота» человека в эпоху модерна). По мнению Броха, «немота» является следствием «раздробления» ценностей: человек 1920–30-х гг. живет на стыке различных мировоззренческих систем, в ситуации поиска новой модели социального устройства. На «немоту» Брох откликается концепцией «полиисторического романа», который можно понимать как синтез не только историй (сюжетов), но и различных способов рассказывания (жанровых форм). Брох рассматривает роман как «полифонический» инструмент, позволяющий свести воедино эпический, драматический и лирический модусы повествования. На уровне содержания персонажи романа «Наваждение» не только имеют известные мифологические прототипы, исследованные в том числе в российской германистике (А. В. Ерохин, А. А. Стрельникова). Данная статья впервые обращает внимание на то, что каждый из героев стремится реализовать определенную модель социального устройства — матриархат, коммунизм, тоталитаризм, капитализм. Одновременно каждый из ключевых персонажей представляет собой определенный тип рассказчика, их речь соответствует одному из трех основных литературных модусов — эпическому, лирическому, драматическому. События в романе представлены в пересказе сельского врача. Его речь — это синтетическое единство всех трех модусов и всех жанров, представленных в романе. Привлечение к анализу «Наваждения» сборника эссе Э. Блоха «Наследие современности» открывает этический аспект идеи жанрового синтеза у Броха. Задача писателя, по Броху, состоит в «примирении» жанров в художественном тексте. Такой универсальный способ рассказывания должен предоставить единую основу — общий «язык» — для самых разных мировоззренческих концепций и дать возможность успешного взаимодействия всех социальных групп.

Ключевые слова:

Г. Брох, Наваждение, жанровый синтез, полиисторический роман, этический аспект творчества, Э. Блох

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Беньямин 2004 — Беньямин В. Рассказчик. О творчестве Лескова. В кн.: Беньямин В. Маски времени. Эссе о литературе и культуре. Пер. с нем. А. В. Белобратова. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 383–418.

Ерохин 1990 — Ерохин А. В. Эволюция жанра романа в позднем творчестве Германа Броха: автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: МГУ, 1990. 24 с.

Стрельникова 2003 — Стрельникова А. А. Раннее творчество Германа Броха (своеобразие художественных исканий): автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: МГОУ, 2003. 25 с.

Шугурова 2010 — Шугурова Г. Ф. К вопросу о жанровой проблематике романа: теория полиисторического и мифологического романа Германа Броха. Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010, 2 (8): 86–92.

Bloch 1985 — Bloch E. Erbschaft dieser Zeit. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1985. 415 S.

Dehrmann 2014 — Dehrmann M. G. “Hört ihr den Regen?” Hermann Brochs Verzauberung und die zeitgenossische Anthropologie. Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft. 2014, 58: 303–330.

Englmann 2001 — Englmann B. Poetik des Exils. Die Modernität der deutschsprachigen Exilliteratur. Tübingen: Niemeyer, 2001. 450 S.

Koebner 1983 — Koebner Th. Mythos und “Zeitgeist” in Hermann Brochs Roman Die Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 169–185.

Lützeler 1983a — Lützeler P. M. Forschungsbericht. Hermann Brochs Roman Die Verzauberung — Darstellung der Forschung, Kritik, Ergänzendes. In: Lützeler P.M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 239–296.

Lützeler 1983b — Lützeler P. M. Vorwort. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 7–9.

Lützeler 1983c — Lützeler P. M. Gespräch Tübinger Studenten über Hermann Brochs Roman Die Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.).Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 95–114.

Mahlmann-Bauer 2016 — Mahlmann-Bauer B. Die Verzauberung. In: Kessler M., Lützeler P. M. (Hrsg.). Hermann-Broch-Handbuch. Berlin: De Gruyter, 2016. S. 127–165.

Roche 1983 — Roche M. W. Die Rolle des Erzählers in Brochs Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 131–146.

Roethke 2003 — Roethke G. Non-Contemporaneity of the Contemporaneous: Brochґs Novel Die Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Hermann Broch, Visionary in Exile. NY, Suffolk: Camden House, 2003. P. 147–158.

Schürer 1983 — Schürer E. Die Beschwörung des Unendlichen im Zauber der Landschaft. Zu Hermann Brochs Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 147–168.

References

Беньямин 2004 — [Der Erzähler. Betrachtungen zum Werk Nikolai Lesskows]. In: Benjamin W. Maski vremeni. Esse o literature i kul’ture. Transl. from German by A. V. Belobratov St. Petersburg: Simpozium, 2004. P. 383–418. (In Russian)

Ерохин 1990 — Erokhin A. V. Evoliutsiia zhanra v pozdnem tvorchestve Germana Brokha. [The evolution of the genre in the late works of Herman Broch]. Thesis Abstract. Moscow State University. Moscow, 1990. 24 p. (In Russian)

Стрельникова 2003 — Strel’nikova A. A. Rannee tvorchestvo Germana Brokha (svoeobrazie khudozhestvennykh iskanii) [Early works of Herman Broch (originality of artistic quest)]. Thesis Abstract. Moscow State Regional University. Moscow, 2003. 25 p. (In Russian)

Шугурова 2010 — Shugurova G. F. [Towards the genre problematics of the novel: the theory of the polyhistorical and mythological novel by Herman Broch]. Vestnik gumanitarnogo instituta TGU. 2010, 2 (8): 86–92. (In Russian)

Bloch 1985 — Bloch E. Erbschaft dieser Zeit. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1985. 415 р.

Dehrmann 2014 — Dehrmann M. G. “Hört ihr den Regen?” Hermann Brochs Verzauberung und die zeitgenossische Anthropologie. Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft. 2014, 58: 303–330.

Englmann 2001 — Englmann B. Poetik des Exils. Die Modernität der deutschsprachigen Exilliteratur. Tübingen: Niemeyer, 2001. 450 р.

Koebner 1983 — Koebner Th. Mythos und “Zeitgeist” in Hermann Brochs Roman Die Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 169–185.

Lützeler 1983a — Lützeler P. M. Forschungsbericht. Hermann Brochs Roman Die Verzauberung — Darstellung der Forschung, Kritik, Ergänzendes. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983.

S. 239–296. Lützeler 1983b — Lützeler P. M. Vorwort. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 7–9.

Lützeler 1983c — Lützeler P. M. Gespräch Tübinger Studenten über Hermann Brochs Roman Die Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 95–114.

Mahlmann-Bauer 2016 — Mahlmann-Bauer B. Die Verzauberung. In: Kessler M., Lützeler P. M. (Hrsg.). Hermann-Broch-Handbuch. Berlin: De Gruyter, 2016. S. 127–165.

Roche 1983 — Roche M. W. Die Rolle des Erzählers in Brochs Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 131–146.

Roethke 2003 — Roethke G. Non-Contemporaneity of the Contemporaneous: Brochґs Novel Die Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Hermann Broch, Visionary in Exile. NY, Suffolk: Camden House, 2003. P. 147–158.

Schürer 1983 — Schürer E. Die Beschwörung des Unendlichen im Zauber der Landschaft. Zu Hermann Brochs Verzauberung. In: Lützeler P. M. (Hrsg.). Materialienband zur Verzauberung. Fassungen, briefliche Kommentare, neue Forschungsbeiträge. Frankfurt a/M.: Suhrkamp, 1983. S. 147–168.

Загрузки

Опубликован

19.03.2019

Как цитировать

Бессмельцева, О. В. (2019). Жанровый синтез в романе Германа Броха «Наваждение». Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 16(1), 105–114. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.108

Выпуск

Раздел

Литературоведение